"Щегол" Донны Тартт - это роман, который получил Пулитцеровскую премию, восторженные рецензии и преданную читательскую аудиторию. Однако за внешним лоском прозы, мрачной атмосферой и обилием культурных отсылок скрывается произведение, страдающее от структурных и идейных противоречий. Если взглянуть на роман критически, то вполне можно поставить под сомнение его хвалёную глубину и художественную целостность, не отрицая его литературных достоинств. Тартт демонстрирует мастерство описания с превосходной детализацией: интерьеры, одежда, запахи, свет, однако, насыщенность часто выступает не как средство раскрытия характеров или сюжета, а как замена им. Проза, построенная на эстетике меланхолии и ностальгии. Ты погружаешься не в драму персонажей, а в декоративную инсталляцию, где эмоции заменены атмосферой. Особенно показателен стиль повествования от первого лица. Тео Декер ненадёжный рассказчик, но не в смысле художественного приёма, а в смысле интеллектуальной и моральной ограниченности.