Голубая стрела. СССР, 1958. Режиссер Леонид Эстрин. Сценаристы: Владимир Черносвитов, Владимир Алексеев (автор одноименной повести – В. Черносвитов). Актеры: Андрей Гончаров, Генрих Осташевский, Николай Муравьёв, Константин Барташевич, Павел Луспекаев, Анатолий Алексеев, Алексей Максимов, Юрий Боголюбов, Анвар Тураев, Анатолий Кокорин, Неонила Гнеповская, Борис Новиков, Иван Переверзев и др. 44,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Эстрин (1908–1972) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но два из них («Голубая стрела» и «Годы девичьи») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
Вспоминая эту лихую ленту о шпионах и диверсантах в советских водах под названием «Голубая стрела» кинокритик Михаил Трофименков пишет о ней так: «Что замечательно в таком кино 1950-х, так это полное отсутствие саспенса. В том смысле, что у врагов однозначно вражеские лица. Еще до того, как подержанная курортница томно поинтересуется у дурака-лейтенанта, не секретное ли задание вынуждает его оборвать пляжный флирт, как мы уже знаем, что никакая она не профессорша Лариса Ковальская, а матерая шпионка. Еще до того, как каперанг Бельский (Иван Переверзев) скинет китель, под которым обнаружится гавайская рубаха, мы знаем: никакой он не командир советской подлодки, подобравшей сбитого майора-испытателя Карпенко (Андрей Гончаров), а белобандит, помещичий сынок, мстящий Совдепии за национализированные угодья» (Трофименко, 1958).
Мнения зрителей XXI века о шпионской ленте «Голубой стреле», как это часто бывает, разделились.
«За»:
«Какой фильм отличный – советский, правильный (говорю без всякого ерничества). Прекрасно показаны все – положительные герои, готовые выполнить свой долг до конца; несколько "заблудившиеся"…; отрицательные герои – это вообще на любой вкус! Ну, отличный фильм! Но опять в комментариях: координаты не те, форма одежды не та, подлодка не та и т.д. ... Но это же кино, господа! Существуют определённые условности. Никто, надеюсь, в театре не возмущается, что между актами условно проходит неделя, или месяц, или год. Или актеры говорят, что идут гулять в сад и уходят за кулисы, а вы точно знаете, что там никакого сада нет! Ну, было бы всё максимально реально – и не было бы никакого кинА!)))» (Ими).
«Полностью согласен с теми зрителями, которые положительно оценили этот замечательный фильм. Он снят в духе шпиономании 50–х годов и поэтому несколько прост и наивен, хотя сюжет развивается очень напряженно с каждой минутой. Смотрится увлекательно на фоне основательно осточертевших современных боевиков. Просто струя чистого воздуха и много удовольствия среди гадости» (И. Синько).
«Против»:
«Совершенно некудышний фильм. Картонные герои. Полное отсутствие интриги. Положительные герои все на одно лицо... Единственный человек в этом фильме, кто действительно сыграл роль, а не ходил, как самодвижущийся манекен, это Иван Переверзев в роли "Капитана". Отдаю должное остроумию автора, пригласившего на роль откровенного врага, актёра с таким суперположительным стажем... Увы, больше ничего хорошего о "Голубой стреле" сказать не могу. Типичный "шпионский" трэш в духе "Над Тиссой" или "Случая с ефрейтором Кочетковым"» (М. Кириллов).
«Да, помнится, смотрел, смеясь взахлёб. Главное – снимали его всерьез, а даже для того времени получилась пародия. Штамп на штампе» (Идущий мимо).
«Фильм когда–то популярный, но наивный, плакатный, схематичный до ужаса. Хотя и вышел в конце 50–х годов, но его стилистика совершенно архаична, будто еще при Сталине снято. Кстати, в те времена в народе ходила такая поговорка: "Фильмы бывают хорошие, плохие и студии Довженко"» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Сыщик. СССР, 1980. Режиссер Владимир Фокин. Сценарист Владимир Кузнецов. Актеры: Андрей Ташков, Борис Химичев, Игорь Кваша, Лариса Лужина, Леонид Ярмольник и др. 43,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Фокин за свою творческую карьеру поставил десять фильмов, среди которых были и такие известные работы, как «Александр Маленький» (1981) и «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), однако, самое его популярной у зрителей работой был и остается «Сыщик» (1980), единственная картина В. Фокина, вошедшая в тысячу самых кассовых советских кинолент.
У этого стильного детектива с элементами пародии была счастливая судьба в кинопрокате, его с энтузиазмом встретили кинокритики…
К примеру, в год выхода фильма на экран кинокритик Андрей Плахов отметил, что «фильм выдержан в безупречном темпе, и стилевые перебивки воспринимаются как необходимые передышки на пути стремительного сюжета. Молодого режиссера отличает вкус к детали. Важно, что это пристрастие не самоцель, что оно сопряжено с требованиями жанра. … В фильме много стреляют, дерутся, изъясняются на жаргоне, и, тем не менее, в нем отсутствует культ грубой силы, жестокости, мести. Лента интеллигентна по своей атмосфере, чему немало способствует ненавязчивый юмор отдельных эпизодов» (Плахов, 1980: 4).
Положительно оценил «Сыщика» и известный публицист Юрий Щекочихин: «Если подробно разбирать достоинства и недостатки фильма, то можно заметить и некоторые психологические неточности, и затянутость некоторых эпизодов, и неровность композиции (главный герой, например, вдруг исчезает с экрана на долгое время, и мы не знаем, простились мы с ним или нет). Но это уже, если придираться. А по существу – хорошо, что фильм «Сыщик» являясь полноправным представителем столь любимого нами детективного жанра, не оказался ограниченным его законами, его пленником, не побоялся всерьез затронуть важные социальные вопросы. Как видно, надо только, чтобы за дело брались по–настоящему – талантливо и заинтересованно» (Щекочихин, 1980: 41).
А кинокритик Евгений Нефёдов заметил, что «остаётся, право, только поразиться таланту сравнительно малоопытного режиссёра, лишь оттолкнувшегося от существующих традиций, подвергнув их остроумному – но без глумления и утраты чувства меры – переосмыслению. В отдельные моменты в памяти даже всплывают термины «постмодернизм» и «интертекстуальность», лишний раз подтверждая, что, вопреки измышлениям, социалистические, и советские в частности, кинематографисты не оставались в стороне от вызревавшего тогда нового художественного метода и, соответственно, мироощущения» (Нефёдов, 2015).
Зрителям XXI века «Сыщик» нравится по–прежнему:
«Фильм "Сыщик" действительно был "новым словом" среди потока фильмов детективного жанра, которые в огромном количестве заполонили экран в 70–80 годах. Прежде всего, тем, что главным в этом фильме был даже не приключенческий сюжет, а развитие, становление характера главного героя. Ведь как во многих "милицейских" лентах показан главный герой? Этакий плакатно–шаблонный, "правильный", умные речи произносит и, практически лишён недостатков… Режиссёр Владимир Фокин сумел так снять фильм, что в нём нет ни пламенных речей, ни лозунгов, а фильм, говоря пафосно, имеет большое воспитательное значение. Фильм исподволь подводит зрителей задуматься и сделать правильные выводы. Наверняка мальчишки, впервые смотревшие фильм, не просто восхищались поступком Жени, но и немножко завидовали ему, и спрашивали себя: "А как бы я поступил в данной ситуации, смог бы я вот так один, без помощи и без оружия, справиться с бандитом?" Фильм помогает понять простую и банальную истину: главная сила человека не в мускулах, а в характере. А за внешним легкомыслием часто и скрывается настоящее и серьёзное» (Катерина).
Киновед Александр Федоров