Найти в Дзене
ИНОСМИ

Стратегический джокер. «Буревестник» задуман ради сдерживания: на самый крайний случай

   © Минобороны РФ
© Минобороны РФ

Advance | Хорватия

"Буревестник" взбудоражил западные умы. Противоракетная оборона практически неспособна его обезвредить, пишет Advance. Одной из задач этого оружия является психологическое и оперативное давление на противника: создавать неопределенность и, таким образом, сдерживать.

Ф. Вукович

Запад немедленно прозвал его "Летающим Чернобылем", а Россия называет 9М730 "Буревестник", то есть птица, предвещающая бурю. Этот проект стартовал задолго до начала вооруженного конфликта на Украине, и к нему Москву подвел анализ того, что она считает основной проблемой ядерного равновесия. Речь о распространении американских противоракетных систем, которые пусть и частично, но подрывают логику сдерживания. Еще в 2018 году Владимир Путин включил этот проект в пакет "ответов" на щиты и перехватчики наряду с "Авангардом", "Кинжалом", "Цирконом" и "Посейдоном". С тех пор "Буревестник" превратился в синоним оружия, которое превосходит инженерные границы и будоражит тех, кто думает о радиологическом риске.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

С технической точки зрения "Буревестник" — это крылатая ракета с ядерным воздушно-реактивным двигателем. После первоначального ускорения за счет малого ракетного ускорителя воздух поступает в корпус ракеты, где мини-реактор разогревает его и выбрасывает назад. Так создается реактивная тяга. Идея напоминает американскую ракету Pluto 1960-х годов, от которой отказались именно из-за "грязи": подобный двигатель может во время полета выделять радиоактивные изотопы. Российские инженеры утверждают, что благодаря современным материалам и контролю над реактором этот риск снижается, но сама концепция сопряжена с определенной опасностью, которой нет в случае турбовентиляторных двигателей у классических крылатых ракет.

Но стратегическую целесообразность "Буревестнику" придает дальность. На деле он пролетит столько, сколько выдержит реактор. В последние месяцы московское руководство подчеркивает, что ракете удалось совершить многочасовой беспрерывный полет протяженностью более 14 тысяч километров и что "это еще не предел". Обороне будет трудно обезвредить ракету с такими характеристиками. Она может кружить, менять курс, уходить в неожиданном направлении и даже выжидать нужного момента для удара. Цена этой выносливости — скорость. По оценкам, "Буревестник" — дозвуковая ракета (в целом, как "Томагавк"), которая летит чрезвычайно низко на расстоянии 50 — 100 метров над землей, подстраиваясь под рельеф местности и благодаря маневренному маршруту превращающая радиолокационный горизонт в союзника.

Управление ракетой, судя по просочившейся информации, осуществляется за счет инерциальной навигации, спутниковой коррекции (ГЛОНАСС) и картографирования местности, а это старая советская школа, обновленная в цифровую эпоху. По габаритам "Буревестник" можно отнести к крупным крылатым ракетам (около 12 метров) с аэродинамикой, которая наводит на мысль о попытке уменьшить радиолокационное отражение. Он не "невидим", но разработан так, чтобы распознали его слишком поздно. Но главное, что, в отличие от гиперзвуковых ракет, "Буревестник" полагается на скрытность, а не на скорость.

От Красноармейска до Купянска: оборона ВСУ начала рушиться сразу на нескольких участках

В российском арсенале "Буревестник" занимает уникальное место. "Авангард" — его противоположность. Это гиперзвуковой боевой блок, запускаемый при помощи межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) со скоростью 20+ махов и задуманный для прорыва обороны за счет мощности и маневрирования на больших высотах. "Кинжал" — авиационный ракетный комплекс с высокоточной аэробаллистической ракетой для стремительных региональных ударов, и Россия уже применяла "Кинжалы" на Украине. "Циркон" — гиперзвуковая противокорабельная ракета морского базирования с дальностью до тысячи километров. Во всех трех случаях скорость ставится выше продолжительности. "Буревестник" пошел другим путем: медленный, низко летящий, практически без ограничения маршрута и дальности. Если первая волна МБР и БРПЛ пробивают главные цели, то "Буревестник" задуман как "второй эшелон", который нацелен на оставшиеся командные узлы, радары и логистику.

Если сравнивать его с иностранными аналогами, то ближе всего к нему концептуально упомянутая ракета Pluto, от которой отказались. Конечно, у американцев были высокоточные стелс-крылатые ракеты, способные нести ядерные боеголовки, AGM‑129 и более старые AGM‑86B. Это крылатые ракеты с ядерными боеголовками, но классическими двигателями и дальностью до двух тысяч километров. "Томагавк" и аналоги доказали, что дозвуковые, низко летящие ракеты могут пробивать густую сеть ПВО, но все подобные платформы зависят от местонахождения в относительной близости к цели. Китайцы идут другим путем: CJ‑100 (DF‑100) характеризуется скоростью (якобы до гиперзвуковых значений) и стратегической дальностью в несколько тысяч километров без ядерного двигателя. И только Россия выбрала сложный путь, сопряженный с рисками, ради неограниченной дальности.

Может ли "Буревестник" появиться над Украиной? Почти точно нет. Это ядерное оружие с ядерным двигателем, и само его применение подразумевает переход красной линии, которую Москва, несмотря на жесткую риторику, тщательно избегает. Для регионального применения у России есть более простые, чистые и надежные варианты ("Искандер", "Кинжал", Х-101, "Калибр"). Кроме того, "Буревестник" только совсем недавно, как утверждают русские, вышел на полные профили полета, а эксплуатационное внедрение и процедурная "отработка" еще продолжаются. Первая арена для "Буревестника" — гипотетическая полномасштабная война с НАТО, в которой в качестве второго ударного средства он воспользовался бы брешами в обороне и, появляясь из "ниоткуда", свел бы к нулю целесообразность стационарных противоракетных установок.

Что говорят специалисты? Российские военные эксперты считают, что "Буревестник" восстанавливает паритет: на зловещие поиски "непроницаемого щита" Россия отвечает оружием, появляющимся из-за горизонта и с той стороны, откуда его никто не ждал. В критический момент вероятность многочасового кружения и смены целей сама по себе создает давление на противника. На Западе воцарился скепсис. Там говорят, что у России уже есть достаточно МБР и БРПЛ для прорыва обороны, а "Буревестник" вносит полную оперативную и экологическую неопределенность. Напоминают и о целом ряде предыдущих неудачных испытаний, включая взрыв реактора в 2019 году в Неноксе, когда погибли специалисты и ненадолго повысилась радиация. Критики заключают, что добавленная стратегическая ценность мала, а риски слишком велики.

Киеву конец: три страны ЕС намерены блокировать любую «поддержку» Украины

Однако не все сводится к идеологии, и свою роль играют физика и геометрия. Противоракетные комплексы НАТО ориентированы на высокие и быстрые баллистические угрозы. Мало систем приспособлено к тихим, низколетящим объектам, которые летят с юга Атлантики или через Арктику после 15 часов блужданий. Военная авиация и AWACS могут перехватит крылатую ракету, но должны сначала увидеть ее и иметь время для обезвреживания. "Буревестник" обеспечивает "асимметрию времени и направления". Противоположная сторона медали такова, что более продолжительный полет открывает больше возможностей для обнаружения и обезвреживания, а дозвуковая ракета остается дозвуковой: как только вы ее обнаружите, она уже не будет недостижимой.

Преимущества и недостатки такого оружия очевидны. В плюс идет практически неограниченная дальность, гибкость маршрута и времени удара, психологическое и оперативное давление на оборонные планы противника. Кроме того, эта ракета не подпадает под существующие квоты по договору о стратегических вооружениях. В минус идет: сомнительная надежность (мини-реактор, который должен работать стабильно много часов — штука нетривиальная), радиологический риск в полете, при падении и обслуживании, медленность по сравнению с гиперзвуковыми ракетами, логистическая и кадровая сложность (специальная инфраструктура, протоколы безопасности, утилизация топлива и отходов).

Можно ли производить "Буревестник" массово? Вероятнее всего, ограниченная серия. Каждый "Буревестник" не "еще один корпус с двигателем", а реактор, топливные элементы, защита, приборы — и все это в миниатюре и с ограничением массы. От ядерной промышленности требуются большие мощности и дисциплина, которой обладают лишь немногие страны. У России есть "Росатом", есть опыт строительства ядерных ледоколов и подводных лодок, но темпы серийного производства, вероятно, будут измеряться десятками в год, а не сотнями. Но и при таком раскладе сохраняется целесообразность: стратегическое оружие такого рода не производится тысячами, и его задача узкоспециализированная — создавать неопределенность и, таким образом, сдерживать.

Но остается вопрос, меняет ли "Буревестник" стратегическое уравнение? Вероятно, меньше, чем убеждает мифология вокруг "оружия, не имеющего аналогов". Ядерный баланс вообще держится на способности гарантированного ответного удара и избыточности, уже существующих систем. "Буревестник" дополнительно осложнит жизнь планировщикам и сигнализирует о технологической и промышленной устойчивости России, что само по себе немало. Но вместе с тем появляется и проблема экологической опасности и оперативного риска, как и "серая зона" между демонстрацией и применением, которая в критический момент может подтолкнуть к ошибочным решениям.

Украину предупреждают: отверзлись врата ада. Москва выложила на стол еще один козырь

Иными словами "Летающий Чернобыль" — ярлык, который больше говорит о западном беспокойстве, чем о подлинной сути оружия. "Буревестник" не предназначен для удара по Харькову или Одессе. Он предназначен для самого негативного сценария мирового столкновения. Но когда все испытания наконец закончатся, "Буревестник" изменит представления об уязвимости защитных зонтиков, но вряд ли он изменит базовую логику ядерного сдерживания. Возможно, это и есть самый здравый вывод: за поэтичным названием кроется холодная, почти бюрократическая цель — поддерживать неопределенность у противника столько, сколько нужно, чтобы война никогда не началась.

Оригинал статьи