Феофил мстил монахам: преобразовывал монастыри в странноприимные дома, больницы и приюты. Он надеялся получить за это любовь народа и благоволение Бога.
Но сочувствие народа оставалось на стороне монахов. Однажды несколько чернецов пришли к Феофилу, чтобы защитить иконопочитание. Но император не любил, когда на него давили. Он приказал на лбу каждого монаха (из тех, кто к нему пришли) выжечь стихи, автором которых сам и был. Сочинения эти были направлены против икон. Ему казалось это наказание остроумным. Ведь монахов проще было казнить. Но его действие имели прямо противоположный эффект: чернь объявила этих монахов мучениками.
Что касается благоволения Бога, то монарх щедро жертвовал на Церковь.
Единственно, что его утешило, это рождение наследника.
Империя вела с арабами тяжелые и неудачные войны. Несколько раз Феофил был на грани гибели.
Кроме того, в империи была страшная засуха. Хронист писал:
Феофил спрашивал, за что такие напасти напали на империю.
Казалось бы все было хорошо. Была семья, жен, которую он сам выбрал и которая безумно его любила. Но была еще одна проблема. Старший сын императора утонул в детстве в дворцовой цистерне. Сына похоронили в саркофаге из фессалийского мрамора. Император приказал на месте его гибели посадить сад. Но беда в том, что нужен был наследник, а его не было. Следующими рождались одни девочки Мария, Анна, Фёкла, Анастасия, Пульхерия.
Прогуливаясь по саду Феофил не находил покоя. Глядя на мраморных львов, он гладил их по гривам и тосковал.
А Феодора тайно молилась перед запрещенными иконами, вымаливая у Бога Сына.
Наконец родился наследник. Феофил был безумно рад, но радость продолжалась недолго.
В 838 году арабы оккупировали Аморей – город, где родился император. Город был разграблен и уничтожен.
А в Константинополе все было «как всегда». Император со свитой каждую неделю отправлялся во Влахернский храм.
Также по дороге выслушивал жалобы и принимал решения. Но выслушивал того, кто к нему обращался, невнимательно. Все также занимался делами – строил дворцы, насаждал сады и главное, преследовал иконопочитателей. Но приближался конец его правлению. Любовь Феодоры не стала меньше и боялась она его по прежнему. Но Бога любила и боялась сильнее. И молилась все чаще , становясь на колени.
Ходили слухи, что в Никее воин проколол икону Богоматери копьем и из раны закапала кров. Позже эту икону начал почитать как Иверскую.
А Феофил тяжело заболел. Его желудок не был в состоянии переваривать пищу. Боли были страшные. Феодора все время была рядом с ним. В короткие промежутки времени, когда боль утихала, император пытался сохранить тот порядок, который он создал с таким трудом в империи. Но в основном он был озабочен тем, как сохранить власть за малолетним сыном.
Началась агония. Феофил бредил. Феодора была рядом. В какой-то момент она задремала
Император ворочался и бредил; Феодора была возле его постели.
Она ненадолго задремала. И увидела, как сообщает ее житие,:
«в тонком сне Богородицу с Младенцем на руках; вокруг кольцом стояли ангелы, «яростно упрекающие Феофила и бьющие его без остановки»».
Феодора пришла в себя и услышала, что бормотал Феофил:
«За иконы… за иконы меня секут!»
Феодора достала из-за пазухи ожерелье с иконкой Спаса. Феофил увидел и дал знак, чтобы Феодора приблизила ее к нему. Он приподнял голову и коснулся губами образа:
Некоторые исследователи, что Феодора придумала это свидетельство значительно позже, желая уберечь Феофила от анафемы как еретика.
Этому могло быть много причин. Одна из них: Феодора заботилась об интересах династии. Если бы осудили Феофила, то это ударило бы и по ней. Были бы порождены сомнения в законности ее правления, как вдовы императора, и Михаила, как его сына.
Феофил скончался 20 января 842 года.
Дворец погрузился в траур. Народ по приказу скорбел. Сенат оплакивал, слуги стонали.
Императором стал малолетний Михаил, а Феодора — регентшей.
Михаил III был совсем ребенок, когда умер Феофил ему было не более трех-четырех лет. До совершеннолетия малолетнего монарха Феодора, как когда-то Ирина, стала регентшей.
При ней, по ее желанию, остались руководители главных министров: логофет Феоктист, который имел большое влияние на императрицу и магистр Мануил. Это были тайные приверженцы иконопочитания, оба люди благоразумные, озабоченные слишком затянувшимся опасным спором – почитать иконы или обойтись без них.
Признание икон позволяло им восстановить православие.
Феодора взяла на себя обязанности регента в связи с тем, что сын ее Михаил был слишком мал. Ее советниками и в определенной степени соправителями стали патрикий Феоктист, евнух, занимавший должность логофета дрома, своего рода министра иностранных дел и начальника имперской канцелярии, «брат августы патрикий Варда и магистр Мануил, родом армянин, приходившийся госпоже дядей по отцовской линии», и ее родственник Сергий Никетиат. В регентский совет включили и ее старшую дочь Феклу, но она была молода и неопытна, чтобы принимать участие в обсуждении вопросов внутренней и внешней политики. Однако ее изображение присутствует на монетах, а имя упоминается в государственных актах.
В первые годы правления от имени ее малолетнего сына Феодора начала конфликтовать с членами регентского совета, в котором главную роль играл логофет Феоктист. Фактически он был главой правительства. Это был довольно посредственный человек, ограниченного политического ума, бездарный полководец. Он не внушал ни симпатий, ни любви. Но императрица ему доверяла. Ему отвели покои в самом дворце.
Августа полностью доверяла Феоктисту. Пользуясь этим, Феоктист начал отстранять соперников от управления государством.
Ш. Даль пишет:
Со временем Феоктист стал единственным сановником, с которым советовалась Феодора. Пошли даже слухи, что она хочет вступить в брак с ним. Хотя он был безбородым вельможей. Так назвали дворцовых евнухов-кастратов.
Феодора ценила Феоктиста за его умение распоряжаться финансам империи во всем доверяла ему. У него был один недостаток – отсутствие полководческого таланта. Все военные компании он проигрывал. Во время морского десанта на Крит, который он предпринял для отвоевания острова у халифата, ему сообщили, что в Константинополе зреет заговор отстранить его от власти. Он не долго думая все бросил и примчался в столицу.
«Покинутое в Крите войско не могло предпринять никакого действия против арабов и само сделалось добычей неприятеля».
Еще одно сражение Феоктист проиграл. У подножия Тавра на берегу Черной реки ромейский корпус, которым он командовал разбили арабы. Во время этой битвы большое число солдат перешло на сторону врага.
Императрица колебалась. Она любила своего мужа, хранила его память, но понимала, с какими трудностями столкнутся при восстановлении православия. Окружавшие ее настаивали на восстановлении иконопочитания, в том числе ее мать и братья. Она напрасно возражала:
Чем грозила ее неуверенность в вопросе восстановления иконопочитания? Риск навлечь непопулярность, отстаивая политику Феофила. Ее запугивали народными волнениями, что привело бы к потере престола ее сыном. И конечно большую роль играло воспитание, привитое ее родителями, ее набожность.
И наконец она приняла решение.
Началась подготовка к процессу восстановления иконопочитания. На это ушел почти год. Необходимо было ликвидировать партию иконоборцев, во главе которой стоял Патриарх Иоанн Грамматик, интелликтуал и яростный ненавистник икон. Решался также важный для Феодоры вопрос: предавать ли Феофила анафеме, как еретика.
Феодора была против «воспламененная любовью к своему мужу». Она клялась, что Феофил, умирая, целовал икону Спаса. Но сторонникам этого было мало. Слишком свежа была памятна престол Святой Софии. В это списке было и имя, обвиняемого в гонениях Феофила.
Приняли решение положить список с именами всех императоров-еретиков. Феодора молилась всю ночь. Когда утром список вскрыли, имени Феофила в нем не было.
Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика.
Мануил посоветовал Феодоре послать письмо Иоанну с предложением отказаться от патриаршего престола. Получив это письмо, Иоанн попросил время для принятия решения. Потом нанес ножом себе неопасные раны в живот и заявил, что Феодора подослала к нему убийцу. Провели расследование случившегося. Прислуга показала, что патриарх сам себя ранил. Его обвинили в намеренном нанесении себе ран, чтобы вызвать возмущение в обществе. Иоанна свергли на церковном соборе с кафедры «за попытку самоубийства», изгнали из церкви и сослали в деревню в его имение. По другим сведениям его заключили в монастыре Клидион на Босфоре и как свидетельствует Георгия Амартола, Иоанн выскоблил глаза на нескольких иконах. За это ему «нанесли ему ременными плетьми 200 ран».
Это было значимое событие для всех христиан. Каждый год в первое воскресение Великого поста вся православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания. Этот праздник называется «Торжество православия».