Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытный «ракетоносец» — «Объект 170», 1957

Оглавление

«Объект 170» был танком, который опередил время — советские конструкторы попытались создать не просто ракетную машину, а мобильного и скрытного «охотника», способного форсировать водные преграды, занимать неожиданные для противника позиции и наносить точечные, смертельные удары с огромного расстояния. «Объект 170» был воплощением новой военной доктрины, главным орудием которой становилась не мощь артиллерии, а точность, мобильность и внезапность. Это история о машине, которая должна была изменить правила игры на поле боя, но, опередив свое время, так и осталась на чертежах и в единственном ходовом макете.

Опытный танк «Объект 170» мог выглядеть именно так. Дело в том, что боевой башней его так и не оснастили. Изображение в свободном доступе.
Опытный танк «Объект 170» мог выглядеть именно так. Дело в том, что боевой башней его так и не оснастили. Изображение в свободном доступе.

История создания

Вторая половина 1950-х годов стала переломным моментом в истории разработок военной техники. Холодная война набирала обороты, и на смену грохоту танковых орудий постепенно приходила новая, более тихая, но не менее грозная музыка — эра управляемых ракет. В умах стратегов по обе стороны железного занавеса рождалась концепция «ракетного танка» — боевой машины, способной поражать цели на дистанциях, недоступных для классической ствольной артиллерии. В то время (и довольно справедливо) считалось, что одна точная ракета сможет заменить десятки снарядов, а дальность и точность станут важнее толщины брони и скорострельности. Соответственно, военным срочно захотелось получить такую машину на вооружение.

Официальный старт работам над боевой машиной, получившей внутренний шифр «Тема №5», был дан Постановлением Совета Министров СССР от 8 мая 1957 года. Задание на проведение НИОКР по созданию легкого плавающего танка с реактивным вооружением поручили конструкторскому бюро СТЗ, а работы возглавил работы главный конструктор завода Серафим Алексеевич Фёдоров. Ответственным за проект, получивший внутризаводское обозначение «Объект 170», и непосредственно руководителем работ назначили замглавного инженера Александр Тимофеевич Корнилин. Цель, поставленная перед заводом и инженерами, была предельно амбициозной. Требовалось создать легкий танк, вооруженный как неуправляемыми, так и управляемыми ракетами, который мог бы гарантированно поражать подвижные и стационарные цели с хода первым или вторым выстрелом на дальностях от двух до трех километров. Требования к новой машине выдало Центральное автотракторное управление Главного бронетанкового управления (ЦТК ГБТУ) 11 июля 1957 года. В качестве базовой машины для разработки был выбран хорошо зарекомендовавший себя и уже серийный плавающий танк ПТ-76, который выпускался в Сталинграде, на мощностях тракторного завода — по мнению ГАБТУ, это должно было ускорить процесс проектирования и унифицировать ряд узлов.

Чертёж-схема первоначального варианта амфибии-ракетоносца. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема первоначального варианта амфибии-ракетоносца. Изображение в свободном доступе.

Работа закипела с поразительной скоростью — уже 19 июня 1958 года были завершены заводские испытания прототипа шасси боевой машины, согласно которым ходовая часть была признана годной для дальнейших разработок. И уже 28 декабря в Государственный комитет по оборонной технике (ГКОТ) был представлен прототип танка с боевой частью для дальнейших испытаний. Он представлял собой машину с комбинированной пусковой установкой для управляемых ракет «Омар» и двумя гладкоствольными орудиями для стрельбы 100-мм неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС) «Коралл». Но именно в этот момент проект столкнулся с главным и, как оказалось, непреодолимым препятствием. Создание надежной системы управления ракетным снарядом в технологических реалиях конца 1950-х годов оказалось чрезвычайно сложной задачей. Понимая это, в декабре 1958 года направление работ скорректировали — в обновленном техническом задании, представленном в январе 1959 года, упоминание об управляемых ракетах «Омар» исчезло, а вооружение предстало только в виде установки для стрельбы НУРС «Коралл». Но даже это упрощение конструкции не спасло проект — Постановлением Совета Министров СССР от 4 июля 1959 года все работы над танком «Объект 170» и его вооружением были официально прекращены. Весь цикл жизни проекта, от постановления до его закрытия, занял чуть более двух лет, став ярким примером того, как передовая механическая инженерия столкнулась с незрелостью электроники своей эпохи.

Описание конструкции

Конструктивно «Объект 170» представлял собой смелое переосмысление компоновки танка-амфибии, продиктованное как требованиями тактики, так и стремлением максимально обезопасить экипаж. Ключевым новшеством стало полное разделение боевого модуля и обитаемого отделения — экипаж, состоявший из трех человек, размещался внутри бронированного корпуса. Место механика-водителя находилось в отделении управления, а за ним, в боевом отделении, располагались наводчик-оператор (у левого борта) и командир танка (у правого). Все вооружение было вынесено наружу и смонтировано на вращающейся бронированной платформе, управляемой дистанционно. Такая схема не только повышала выживаемость экипажа в случае детонации боекомплекта, но и позволяла создать более компактный и низкопрофильный боевой модуль.

Бронированный корпус

Корпус танка был спроектирован на базе плавающего танка ПТ-76 с учетом его двойного назначения — передвижения по суше и по воде. Сварная конструкция из катаных броневых листов обеспечивала противопульную защиту. Согласно всем расчетам, бронирование носовой части корпуса должно было держать попадание 14,5-мм бронебойной пули с дистанции свыше 100 метров, а борта — с дистанции от 500 метров. Этого было достаточно для защиты от пулеметов, но абсолютно не хватало для противостояния танковым орудиям или ПТУР, что еще раз подчеркивало доктрину машины — наносить удар издалека, избегая прямого огневого контакта.

Главной особенностью корпуса была его гидродинамика. В отличие от базового ПТ-76, использовавший для движения на плаву поднимаемый волноотражатель, на «Объекте 170» применили более изящное решение. В носовой части корпуса были выполнены специальные водоотводы, снижавшие сопротивление воды и одновременно улучшавшие обзор с места механика-водителя. Герметичный корпус обеспечивал машине солидный запас плавучести, что гарантировало уверенное и стабильное поведение на воде.

Вооружение

Система вооружения «Объекта 170» считалась многоцелевой — на внешней вращающейся платформе была смонтирована комбинированная установка, состоявшая из трех пусковых устройств. Центральное место занимала направляющая для управляемой ракеты «Омар» калибра 140 мм. Эта ракета была главным противотанковым средством машины. При скорости полета в 150 м/с она была способна пробить по нормали до 400 мм гомогенной брони, чего было более чем достаточно для уничтожения любого танка того времени. Максимальная дальность стрельбы ракетой «Омар» достигала 3000 метров. Система наведения прорабатывалась в двух вариантах — основным считался полуавтоматический по радиоканалу, аналогичный системе ПТРК «Дракон»: оператор должен был удерживать перекрестие прицела на цели, а автоматика передавала бы на летящую ракету корректирующие команды. В качестве перспективного варианта рассматривалась и автономная система с тепловой головкой самонаведения, которая должна была захватывать цель на конечном участке траектории.

По бокам от пусковой установки «Омара» располагались два 100-мм гладкоствольных орудия, предназначенных для стрельбы кумулятивно-осколочными неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС) «Коралл». Эти снаряды обладали такой же впечатляющей бронепробиваемостью в 400 мм, но имели значительно большую максимальную дальность стрельбы — до пяти километров. Они могли использоваться как для поражения площадных целей и укреплений, так и для борьбы с бронетехникой на ближних и средних дистанциях. Такая двойная система вооружения придавала танку исключительную тактическую гибкость, позволяя ему выполнять функции и высокоточного истребителя танков, и мобильной реактивной артиллерийской установки. Общий боекомплект состоял из десяти управляемых ракет «Омар» и пятнадцати неуправляемых снарядов «Коралл». Для повышения скорострельности десять снарядов «Коралл» размещались в двух механизмах заряжания барабанного типа, что позволяло вести быстрый огонь по цели. В качестве вспомогательного вооружения на танке устанавливался 7,62-мм пулемет.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Подвижность «Объекта 170» должны были обеспечивать самые передовые на тот момент агрегаты. В качестве силовой установки предлагалось использовать новейший дизельный двигатель УТД-20. Этот шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения был настоящим прорывом в советском двигателестроении. Разработанный в 1959 году, этот двигатель был компактнее, легче и мощнее своих предшественников, и в дальнейшем именно этому мотору довелось стать силовой установкой для самых массовых в мире боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2.

В паре с двигателем должна была работать трансмиссия с автоматическим переключением передач — еще одно новаторское решение, значительно облегчавшее работу механика-водителя и повышавшее динамику машины. Но, пожалуй, самой революционной частью ходовой была пневматическая подвеска. В отличие от традиционной торсионной, она обеспечивала более плавное движение по пересеченной местности. Именно плавность движения была критически важной для ракетного танка, поскольку стабильность платформы напрямую влияла на точность наведения и сопровождения цели оператором. Пневматическая подвеска с удельной потенциальной энергией свыше 50 см должна была стать тем самым элементом, который позволил бы реализовать требование по ведению эффективного огня с хода. Расчетные ходовые характеристики машины впечатляли: максимальная скорость по шоссе должна была достигать 50 км/ч, а скорость на плаву, обеспечиваемая водометным движителем, — 10 км/ч. Запас хода по топливу на суше оценивался в 350-400 километров.

Приборы наблюдения и связи

Прототип плавающего ракетного танка «Объект 170» оснащался передовым комплексом приборов наблюдения и управления огнем. Ключевым элементом системы был стабилизатор вооружения, работавший со стабилизированным же полем зрения прицела наводчика-оператора. Эта связка позволяла оператору непрерывно удерживать марку прицела на цели, даже когда танк двигался по неровной местности, компенсируя колебания корпуса. Точное определение дистанции до цели, что было особенно важно при стрельбе неуправляемыми ракетами «Коралл» на большие расстояния, на танке планировалось делать с помощью оптического дальномера с базой 910 мм. Ведение боевых действий в темное время суток должны были обеспечивать приборы ночного видения для всех членов экипажа. Комплекс связи, предположительно, мог унифицироваться с другими машинами того периода и состоял бы из радиостанции типа Р-113 и танкового переговорного устройства Р-120, которые в те годы как раз начали устанавливать на модернизированные ПТ-76.

Электрооборудование

Детальных схем электрооборудования «Объекта 170» не сохранились, однако перечень планируемых систем позволяет сделать вывод о высокой сложности и энергоемкости его электрической архитектуры. В отличие от простого ПТ-76, «Объект 170» буквально напичкан электроникой. Мощные и стабильные источники питания требовались для сложной аппаратуры системы наведения ракеты, электроприводов стабилизатора вооружения, приборов ночного видения, средств связи и систем жизнеобеспечения. Кроме того, танк оснащался системой противоатомной защиты, состоявшей из фильтровентиляционной установки для очистки воздуха от радиоактивной пыли и боевых отравляющих веществ. Также предусматривалась установка термодымовой аппаратуры (ТДА) для постановки маскирующих дымовых завес. Все эти системы требовали развитой бортовой электросети, значительно превосходящей по мощности и сложности все, что устанавливалось на легкие танки предыдущих поколений. Эта высокая зависимость от сложной и еще не до конца отработанной электроники стала одновременно и главной силой проекта, и его ахиллесовой пятой.

Заключение

История опытного танка «Объект 170» — это не совсем проигрыш, но важное свидетельство смелости и дальновидности инженерной мысли, на десятилетия опередившей свое технологическое время. Сталинградские инженеры создали практически безупречную концепцию — высокомобильное амфибийное шасси с передовой подвеской, уникальная система ракетного вооружения и строение машины, ставящее во главу угла задачи по выживаемости экипажа. Однако этот механический организм оказался бессилен перед главной проблемой эпохи — слабой электроникой. Неспособность промышленности создать надежную, но самое главное — компактную систему управления ракетой поставила крест на всем проекте. Уроки «Объекта 170» привели к появлению нового поколения основных боевых танков, таких как Т-64, сохранивших мощную классическую пушку, но получили дополнительную возможность вести огонь управляемыми ракетами прямо через ствол орудия.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.