Найти в Дзене
Хотите Знать?

Почему шины когда-то были белыми: история автомобильного переворота

Оглавление

Приветствую вас, друзья! С вами канал «Хотите Знать?» и я, его автор, Леонид Блудилин.

Конец XIX века стал переломным моментом в истории транспорта. Именно тогда появились первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые постепенно начали вытеснять паровые машины. С этого момента началось стремительное развитие автомобилестроения: по всему миру открывались заводы, создавались мастерские и предприятия, выпускавшие не только сами автомобили, но и комплектующие к ним.

Panhard Levassor
Panhard Levassor

Первым владельцем автомобиля в России стал издатель «Одесского листка» Василий Навродский, который в 1891 году привёз из Франции машину марки Panhard Levassor. Для того времени это было подлинным чудом техники — символом прогресса и новой эпохи.

В Санкт-Петербурге первый импортный автомобиль появился в 1895 году, а уже через год был собран первый отечественный автомобиль, созданный инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. Машину торжественно представили императору Николаю II, однако она не произвела на него должного впечатления. Автомобиль имел деревянный корпус и колёса, вместо фар — обычные свечи, а двигатель мощностью всего 2 лошадиные силы. Стоил этот технический эксперимент 1500 рублей — по тем временам сумма баснословная: для сравнения, хорошего коня можно было купить за 50 рублей, а средняя зарплата рабочего не превышала 25 рублей в месяц.

Автомобили в царском гараже

Постепенно автомобили перестали быть редкостью даже в России. В 1903 году князь Владимир Орлов впервые прокатил Николая II и его супругу на собственном автомобиле. Государь, по воспоминаниям очевидцев, пришёл в полный восторг от этой «керосиновой штуки», как он сам выразился.

Уже в 1905 году Николай II приобрёл два роскошных французских автомобиля DeLonghe Belleville по цене 9200 рублей каждый. Спустя год царский гараж пополнился ещё тремя машинами марки Mercedes. К 1910 году в распоряжении императорской семьи находилось 25 автомобилей — по тем временам это было не только проявлением статуса, но и символом технического могущества империи.

-2

Отличительной особенностью машин того периода были белые шины. Если на самых первых автомобилях использовались деревянные колёса, то теперь шины изготавливались из натурального каучука, имеющего светло-белый оттенок. Чтобы улучшить сцепление с дорогой и повысить износостойкость, в состав резины начали добавлять оксид цинка, который делал шины ещё более белыми. Однако такие покрышки быстро стирались — их хватало максимум на 8 тысяч километров пробега.

Почему шины стали чёрными

Чтобы повысить прочность и долговечность покрышек, в каучук стали добавлять сажу — высокоуглеродистое соединение, которое не только окрашивало шину в чёрный цвет, но и увеличивало срок её службы почти в три раза, до 20 тысяч километров.

В целях экономии производители нередко добавляли сажу только в состав протектора, а боковины оставляли белыми. Так появились знаменитые шины с белыми боковинами, или, как их называли позже, whitewall. Полностью чёрные шины ставились преимущественно на автомобили премиум-класса.

Первый отечественный автомобиль, созданный инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе
Первый отечественный автомобиль, созданный инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе

К 1930-м годам шинная промышленность освоила производство искусственного каучука, и все покрышки стали чёрными по умолчанию. Белые боковины утратили практическое значение и превратились в элемент тюнинга, символизирующий роскошь, стиль и ностальгию по эпохе первых автомобилей.

Автор статьи: Леонид Блудилин

С ЛЮБОВЬЮ автор канала Хотите Знать?

Сообщество Хотите Верьте в ВК

Мой канал Юмор из Жизни

Мой канал о кино и актёрах Мир Кадра

Юмор из СССР ГоскомСМЕХ

Я на Бусти boosty.to/hotiteverte