Порой игры становятся культовыми и действительно значимыми, в том числе благодаря саундтреку. Работу композиторов не стоит недооценивать: их труд может сделать конфетку из средней игры, а может сделать прохождение скучным и изматывающим. Собрали 7 потрясающих игр, мелодии из которых вы наверняка помните и сейчас.
Deus Ex: Human Revolution
От главной темы Human Revolution — Icarus — идут мурашки. Приглушенные голоса и хоровое пение аккомпанируют эпичному саунду, который постепенно набирает обороты и громкость, пока не спадает, оставляя за собой лишь след ведущей мелодии.
Саундтрек к Deus Ex: Human Revolution написал канадский композитор Майкл Макканн, ранее известный по Splinter Cell: Double Agent. Макканн изначально планировал сделать более традиционный саунд в стиле киберпанка, но постепенно видоизменил его для органичности. На композитора сильно повлиял визуальный стиль эпохи Возрождения, который незримой нитью проходит через всю Human Revolution. Среди вдохновителей также музыка Вангелиса, групп Tangerine Dream и Massive Attack.
Макканн написал музыку, которая сосредоточена вокруг дуалистических тем игры: прошлое/будущее, богатство/бедность, технологии/природа, и все охвачены общей трансгуманистической темой. Треки саундтрека контрастируют друг с другом, подчеркивая непохожесть локаций. Например, в богатых районах Хэнша музыка вызывает ассоциации со светом и богатством, в то время как в бедных районах Детройта она темная, отражая окружающий упадок и беззаконие.
Doom (2016)
Саундтрек к Doom — интересная смесь сразу нескольких жанров метал-музыки, включая трэш, индастриал и грув. Здесь много гитар, барабанов и синтезатора. Динамичные и напористые треки идеально подходят игровому процессу Doom, где нужно безостановочно бегать и стрелять в монстров. Главная фича — саундтрек позволяет почувствовать себя крутым, и под треки вроде «BFG Division» и «Hellwalker» хочется навалять демонам, получив минимум урона.
Все почести стоит отдать австралийцу Мику Гордону, который также известен по работе над дилогией Wolfenstein, а в последние годы больше сотрудничает с музыкальными группами калибра Bring Me the Horizon и Architects.
Разработчики попросили композитора не использовать в саундтреке гитары и метал-партитуры, поскольку считали жанр «банальным». Гордон больше полугода работал только с синтезаторами, после чего все же переубедил id Software в использовании гитар. Результат превзошел все ожидания: саундтрек Doom выиграл кучу премий, включая The Game Awards.
Half-Life 2
Игры Valve всегда имели выигрышный саундтрек, который погружал в их вселенные и добавляли им аутентичности. В Half-Life 2 короткие зарисовки по минуте-полторы здорово отличают один уровень от другого, как и сопровождают запоминающиеся сцены вроде прощания с Отцом Григорием в городе-призраке Рейвенхольме. «Requiem for Ravenholm» встречает тревожным оглушающим клаксоном, который перетекает в тягучий эмбиент с затухающими звуками церковного колокола.
За музыку в серии Half-Life до 2007 года отвечал американский композитор Келли Бэйли. Его индустриальное музыкальное сопровождение прекрасно подходит Half-Life 2. Саундтрек создает тревожное звучание, которое подчеркивает неприветливый мир тоталитарного будущего, в котором внезапно оказывается Гордон Фримен.
Энергичные треки наподобие «LG Orbifold» и «CP Violation» позволяют ощутить прилив адреналина и важность эпизода. В свою очередь, атмосферные композиции как «Lab Practicum» создают ощущение таинственности и присутствия в научном месте — тогда Фримен как раз попадает в лабораторию Кляйнера. За технологичность и «холодность» вселенной Альянса отвечают тревожные синтезаторные звуки, индустриальные мотивы и электронные биты.
The Elder Scrolls V: Skyrim
У американского композитора серии The Elder Scrolls Джереми Соула была задача создать для «Скайрима» саундтрек-путешествие, который сопровождал игрока на его долгом пути в несколько сотен часов. Он отлично справился: в эпические моменты звучат опусы вроде окрыляющей «Dragonborn», а умиротворяющие эпизоды поддерживаются красивейшими зарисовками формата «Secunda».
Звучание «Скайрима» нельзя обозначить всего одним словом. Музыка постоянно меняется, следуя за Довакином. На тропе звучит одна композиция, в таверне — другая, а когда герой отбивается от скелетов в подземелье включается третья. Всего Соул записал для Skyrim 53 трека общей продолжительности более 3,5 часов.
Тодд Говард хотел, чтобы музыка была не только мелодичной, как в Morrowind и Oblivion, но и более агрессивной. Студия создала драконий язык и даже рунический алфавит из 34 символов. Соул использовал его для записи трека «Dragonborn»: хор из 30 голосов спел на несуществующем языке, а композитор создал эффект в 90 голосов. Так композиция получилась не только эпичной, но и словно пришедшей из другого, фэнтезийного мира.
The Last of Us
Заглавная тема игры The Last of Us создает ощущение большого путешествия, полного опасности и приключений. Трек выделяется среди множества игровой музыки благодаря использованию необычного инструмента — чаранго, одной из разновидностей гитар, которую придумали индейцы.
Саундтрек написал аргентинский композитор Густаво Сантаолалья, обладатель двух «Оскаров» за музыку к «Горбатой горе» и «Вавилону». Он давно хотел поработать над видеоиграми, но отказывался от проектов, которые не уделяли нужного внимания персонажам и истории. В случае с «Одни из нас» Сантаолалья после знакомства с сюжетом игры сказал: «Я хочу быть частью этого. Чего бы это ни стоило, я хочу писать для этой игры».
Композитор бросил себе вызов и использовал несколько уникальных инструментов, на которых никогда не сочинял. В свою очередь, их звучание «придавало нужный элемент опасности и невинности». Сантаолалья своей музыкой стремился вызвать у игрока эмоции, а не ужас, характерный для игр жанра. Во многом именно поэтому саундтрек столь минималистичный и настолько вплетен в контекст истории.
The Witcher 3: Wild Hunt
Музыка к «Ведьмаку 3» отличается своим разнообразием, упором на славянские мотивы и лиричность. Ее приятно послушать и в отрыве от игры, причем даже не в качестве фоновой музыки.
Такого качества добились композитор студии CD Projekt RED Марчин Пшибылович и независимый творец Миколай Строиньский. Саундтреком они хотели выразить связь со славянским фольклором, эпический характер повествования и зрелость сюжета. Значимые персонажи и игровые события получили собственную музыкальную тему: от Эредина и Эмгыра до Цири и Ведьм с Кривоуховых топей.
Композиторам нравилось творчество группы Percival, и они пригласили их вместе поработать. Сперва затея казалась неудачной, ведь в польской фольклорной группе играли сплошь самоучки, которые не владели нужной терминологией. Но в итоге Пшибылович организовал джем-сейшен: там-то музыканты включились в работу и помогли создать узнаваемые славянские мотивы, которые так выделяют саундтрек Wild Hunt среди прочих.
* * *
А какие игры вы включили бы в подборку? Будем рады, если поделитесь в комментариях!