Найти в Дзене

Круг чтения. Карл Густав Юнг, «Архетип и символ»

Последняя книга Юнга и квинтэссенция его мысли. Наша психика - это театр. Так вот, архетипы - это не готовые персонажи, которые там ходят, а фундаментальные сценарии, роли и образы, которые общие для всех людей, в какой бы культуре они ни родились. Например, сценарий «Матери». Все мы понимаем, что это такое: забота, питание, безопасность, начало жизни. Этот сценарий может воплощаться в твоей реальной маме, в жене, которая о тебе заботится, в тёплом и уютном доме, даже в идее «Родины-матери». Сам архетип - это абстрактная программа. А её проявления в жизни - уже конкретные символы и образы. Или архетип «Тени». Это наше тёмное альтер-эго, всё, что мы в себе подавляем: злость, зависть, «неприличные» желания. Мы её не видим, но она постоянно влияет на наши поступки. Часто мы её проецируем на других людей - «вот тот мудак, который меня бесит», а на деле он просто отражает какую-то часть меня самого. Юнг проводит чёткую грань между простым знаком (как дорожный знак «СТОП») и символом. Символ

Последняя книга Юнга и квинтэссенция его мысли.

Наша психика - это театр. Так вот, архетипы - это не готовые персонажи, которые там ходят, а фундаментальные сценарии, роли и образы, которые общие для всех людей, в какой бы культуре они ни родились.

Например, сценарий «Матери». Все мы понимаем, что это такое: забота, питание, безопасность, начало жизни. Этот сценарий может воплощаться в твоей реальной маме, в жене, которая о тебе заботится, в тёплом и уютном доме, даже в идее «Родины-матери». Сам архетип - это абстрактная программа. А её проявления в жизни - уже конкретные символы и образы.

Или архетип «Тени». Это наше тёмное альтер-эго, всё, что мы в себе подавляем: злость, зависть, «неприличные» желания. Мы её не видим, но она постоянно влияет на наши поступки. Часто мы её проецируем на других людей - «вот тот мудак, который меня бесит», а на деле он просто отражает какую-то часть меня самого.

Юнг проводит чёткую грань между простым знаком (как дорожный знак «СТОП») и символом. Символ для него — это живое, дышащее образование. Он всегда указывает на что-то неизвестное, на какую-то тайну, которую умом не постичь.

Самый простой пример — крест. Для нерелигиозного человека это два пересечённых бруска. Но для верующего это живой символ, который вмещает в себя всю историю страдания, веры, надежды и спасения. Он не «обозначает» это, он это в себе содержит и передаёт тому, кто готов это почувствовать.

Сны, мифы, сказки — всё это язык символов. И говорит с нами через них не кто-то извне, а наше же собственное бессознательное. Оно пытается до нас достучаться, чтобы мы стали более целостными.

Вот тут мы подходим к главному. Юнг считал, что главная задача человека в жизни - это индивидуация. Стать не тем, кем тебя хотят видеть родители, общество или начальник, а стать целостной личностью. Примирить в себе свет и тень, мужское и женское начало (анимус и аниму), разум и чувства.

Это не про то, чтобы «быть хорошим». Это про то, чтобы быть полным. Со всеми своими тараканами. И архетипы в этом — наши главные помощники и противники. Встреча с «Тенью» — это болезненно, но необходимо. Диалог с «Самостью» (архетипом целостности) — это то, к чему всё идёт.

Читая Юнга, начинаешь смотреть на мир и на себя иначе.
На сны — не как на случайный шум, а как на важные письма от самой себя.
На странности в поведении других людей — с бóльшим пониманием, ведь часто ими движут неосознанные архетипические силы.
На мифы и кино — как на отражение вечных человеческих драм. Почему «Звёздные войны» или «Властелин Колец» так цепляют? Да потому что там те же архетипы: Герой, Мудрый Старец, Тень, Путь к себе.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "ПЬЕСА"

СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов