Найти в Дзене
Психолог из детсада

Что делать, если на истерику ребенка включается ответная истерика родителя

От читательницы получена следующая информация: Когда истерику включает дочь, у меня каждый раз падает забрало. Кроме как ответной истерикой я отреагировать не могу. Пока что план максимум научиться уходить и остывать по отдельности, чтоб не наговорить лишнего. Но вообще когда истерика, там никакие доводы не работают. Логика отключена. Ребенок, когда ему плохо делает намеренно ещё хуже. В данном случае разорвала бы рисунок. Когда уроки делает и допустила ошибку (12 лет) может психануть и закалякать всю задачу, вместо того, чтоб просто аккуратно ошибку исправить. Я в ответ истерю: «А-ну успокойся, ты что делаешь?» Мне жалко задачу. Не помогает, конечно. Но однажды помогло просто молча обнять. Но для этого надо быть спокойной. А я не могу. У меня всегда было то же самое, да и до сих пор. Если мне плохо, то разрушаю все вокруг себя, чтоб ещё хуже было. Не знаю что это и почему, это ужасно. Уважаемая читательница, позвольте для начала поделиться опытом похожего обращения. В том случае перед
Оглавление

От читательницы получена следующая информация:

Когда истерику включает дочь, у меня каждый раз падает забрало. Кроме как ответной истерикой я отреагировать не могу. Пока что план максимум научиться уходить и остывать по отдельности, чтоб не наговорить лишнего.

Но вообще когда истерика, там никакие доводы не работают. Логика отключена. Ребенок, когда ему плохо делает намеренно ещё хуже. В данном случае разорвала бы рисунок. Когда уроки делает и допустила ошибку (12 лет) может психануть и закалякать всю задачу, вместо того, чтоб просто аккуратно ошибку исправить. Я в ответ истерю: «А-ну успокойся, ты что делаешь?» Мне жалко задачу. Не помогает, конечно. Но однажды помогло просто молча обнять. Но для этого надо быть спокойной. А я не могу.

У меня всегда было то же самое, да и до сих пор. Если мне плохо, то разрушаю все вокруг себя, чтоб ещё хуже было. Не знаю что это и почему, это ужасно.

Ответ психолога

Уважаемая читательница, позвольте для начала поделиться опытом похожего обращения.

В том случае перед мамой были выложены на столе 4 карточки символизирующие 4 всем известных стихии: огонь, вода, земля и воздух. Было предложено выбрать, с какой из стихий ассоциируются ваши эмоции в подобный момент.

Для иллюстрации/ Яндекс-картинки
Для иллюстрации/ Яндекс-картинки

Та мама выбрала карточку «огонь».

А какую бы выбрали Вы?

Далее были предложены аналогичные карточки и предложено выбрать образ для эмоций дочери в тот момент. И та мама вновь выбрала…огонь.

Когда на столе остались две выбранные ею две карточки, символизирующие огненную стихию, у неё невольно вырвалось: «Я огонь пытаюсь тушить огнём»!

Примерно так
Примерно так

Не думайте, что после такого осознания, поведение мамы мгновенно преобразилось и она сразу научилась «тушила пожары» дочери как спокойная полноводная река или «мать сыра-земля». Чудес не бывает.

Одно прозрение не перепишет нейронные дорожки, выстроенные годами

Это только начало работы. Мама образно увидела, что её реакция не гасит, а усиливает эмоциональный пожар ребёнка. Это больно — признать, что ты не «спокойная гавань», а участник бури. Но в этом признании был ключ к изменению.

В Вашем случае признание проблемы уже есть!

А далее была работа по книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

Другой книги, так успешно формирующей новые навыки в общении с ребенком в отечественной психологии я не знаю. Не мгновенно, но за 2-3 месяца читая и перечитывая эту книгу-тренинг очень много наладилось в этой семье.

Однажды и у Вас уже получился один успешный шаг – вы обняли дочь. Но вы отмечаете, что для этого нужно быть спокойной. А это получается не всегда. Знаете, это можно сравнить с тем, что Вы уже знакомы с одной буквой алфавита, но как понимаете, для того, чтобы успешно начать читать сначала по слогам, а потом всё увереннее и увереннее – этого не достаточно.

Что можно поменять, познакомившись с психологическими законами коммуникации

Поменяются ваши оценки происходящего. Ваш мозг будет знать, что истерика дочери это не атака на маму или задачу. Это крик о помощи.

Будет всё успешнее и успешнее в кризисный момент вместо критики, проявляться эмпатия. Вам не придется спокойно дышать, уходить, чтобы успокоится. Потому что Вы уверенно будете знать, что сказать в тот момент. Вам будут знакомо дейсвтие формул активного слушания:

  • «Я вижу, ты очень злишься из‑за ошибки» (называем эмоцию),
  • «Тебе обидно, что не получилось сразу» (подтверждаем чувство).

Вместо слов «Ты что делаешь?!», Вы сможете использовать «Я-сообщения»: «Я переживаю, когда вижу, что рисунок порван». «Мне сейчас стало жаль задачу». Вы научитесь озвучивать свои эмоции, а значит гораздо меньше волноваться в такие моменты.

Ю.Б. Гиппенрейтер подчёркивает: «Когда ребёнок чувствует, что его понимают, его потребность вести себя «плохо» исчезает».

Знания, в том числе психологические, дают нам силу
Знания, в том числе психологические, дают нам силу

У Вас появятся новые модели извинения. Например, если сорвались, то чуть позже скажите: «Я расстроилась и повысила голос. Мне жаль, извини». Это звучит ответственно и показывает дочери на вашем примере: ошибки — не катастрофа.

Возможно, дочери помогут визуальные подсказки (о них тоже есть речь в книге). Сделайте вместе карточку с шагами. Например, с такими:

1. Опа, я сделала ошибку. Нормально, такое бывает.

2. Спокойно вдохну и попью водички.

3. Подчерку место ошибки, и подумаю, как быть.

Молодец, что не сдаюсь!

Запасной пункт

4. Сама не разобралась. Попрошу помощи.

Подробнее о рекомендуемой книге: