Современная российская осень знает два несменяемых сценария. Прохладное дыхание погоды, листья желтого-красного градиента, легкая туманная дымка, моросящий застенчивый дождик. И ежегодные споры о Хэллоуине!
Для кого-то это безобидный карнавал и повод для вечеринки, для других – «чуждое влияние» и «культурный импорт». Но за этими спорами скрывается куда более глубокая и сложная история.
В статье предлагаю разобраться, почему в отечественном инфополе сформировалось столь неоднозначное восприятие этого явления, как Велесова ночь связана с Хэллоуином и какие предпосылки христианской и народной традиции могли лечь в основу этого праздника.
Когда Хэллоуин стал проблемой?
Подобного рода противопоставления и антитезы – продукт последних двадцати лет, постепенно набирающий обороты по понятным общеполитическим причинам. Такой подход, конечно, очень удобен — бинарное мышление упрощает жизнь мозгу: есть «свои», а есть «чужие», а полутонов просто не дано.
🎃 Периодически в новостной повестке встречаются сокрушения о пагубных чужеродных праздниках (как, например, День св. Валентина), правда это не мешает торговым центрам делать хлеба и зрелищ.
Но вот незадача – в вопросе поиска кристально чистой самобытности культурных явлений нас непременно ждет тупик. Почему? Потому что таковых, на мой взгляд, просто не существует.
Так или иначе, традиции будут подчиняться общим законам: праздники смены времени года, обряды перехода и инициации от места к месту будут иметь отличия, но их цель одна — сопроводить человека в важные этапы его жизни и дать пограничному состоянию стабильность.
Особую роль в этом играет политический и религиозный статус — лет 150 назад в нашей стране тон праздникам задавал народно-церковный календарь, в советское время были расставлены уже другие акценты. Поэтому последнее слово в праздниках не за их традицией и содержанием, а за контекстом и подачей, в которые они помещаются.
А был ли Велес?
Велесова ночь, как и Хэллоуин, стали мелькать в российской повестке после 90-х годов. Причина этого проста – резкие политические и социальные изменения, упразднение идеологии, хлынувшее религиозное разнообразие требовали простых граждан как-то заполнять внутреннюю экзистенциальную пустоту.
Но если Хэллоуин в его нынешнем виде – это детище глобализма и капитализма, то Велесова ночь – корявая попытка неоязычников на этих же лекалах создать свой уникальный продукт. Впервые о Велесовой ночи пишет волх Велеслав:
Велесова ночь — Дедова ночь, когда Белобог передаёт Коло Года Чернобогу, а души Предков последний раз в году навещают своих потомков, живущих в Яви, после чего улетают «на птичьих крылах» в Светлый Ирий до будущей весны.
Реконструкция, которая даже Рыбакову не снилась 🤭 Тем не менее, она оказалась живучей и дошла до газет и составителей детских программ в торговых центрах.
Хэллоуин и духовные скрепы
Думаю, что всем радеющим за традиционные ценности в вопросе Хэллоуина можно немного выдохнуть – этот праздник в нынешнем обличии угрожает только вашему кошельку, который предприниматели и продавцы праздничной атрибутики хотели бы изрядно потрясти.
Что по названию праздника, то оно вполне традиционное и христианское: All-Hallows-Even/Вечер всех святых. В католической традиции День всех святых отмечается 1 ноября, в православии – в первое воскресенье после Троицы. По своей сути, это поминовение умерших всей христианской Церкви.
Отдание памяти всех святых начиналось с праздничного бдения накануне вечером. Плакальщики, одетые в чёрное, ходили по улицам, звонили в колокола и призывали людей помянуть умерших. В канун Хэллоуина пеклись soul cakes – печеньки под названием «душа». Их раздавали беднякам, которые ходили по домам и в обмен на угощения молились за души умерших.
В итоге современные образы Хэллоуина впитали в себя христианскую эсхатологию, национальные особенности и отсылки к произведениям готической литературы и ужасов.
Самайн, горящий кострами из глубины веков
Не до конца понятно, был ли Хэллоуин изначально только христианским праздником или это один из многих примеров подмены языческих традиций. В вопросе критики Хэллоуина под прицелом остается его обрядовая сторона, заимствованная из кельтского праздника сбора урожая – Самайна.
Самайн был рубежом между светлой и темной стороной года, на который приходилось окончание сезона сбора урожая. В это пограничное время истончалась граница между миром живых и миром мертвых, а значит, был возможен разгуляй всякой нежити 👻 Чтобы ее задобрить, готовили угощения и подношения, накрывали столы.
Праздник сопровождался горящими кострами, которые были призваны сдержать приход холодов и помочь защититься от злых духов. Ну, а чтобы свести вероятность встречи с нежитью к минимуму, лучше самому нежитью стать, переодевшись соответствующим образом.
В этом атрибутика Самайна очень напоминает период святок, в свое время нами разбираемый.
А что для вас Хэллоуин — веселая игра, чуждая традиция или нечто большее?