Случается так, что чего-то хорошего слишком много, и тогда оно превращается в плохое.
Например, толерантность — совершенно замечательная штука. Уважать образ жизни, культурные отличия, ценности других людей, которые даже очень отличаются от наших — это прекрасно. Но порой толерантность становится воинственной. И тогда ее требуют от других, причем требуют в заданных формах и объемах, вынуждают подтверждать приверженность толерантности чуть ли не клятвами на крови. И ущемляются, если подтвердили недостаточно уважительно и громко. В этих случаях идея толерантности начинает давить и доминировать, руша свой основной принцип.
Или экологичность — ну прелесть же. Быть тактичным, знать о границах другого и ни в коем случае не пересекать их без спроса, общаться вежливо и уметь договариваться, а не ходить друг на друга с вилами — это заявка на очень хорошие отношения между людьми. Только и здесь бывают перегибы. И когда экологичность выходит из берегов, она становится токсичной, как бы странно это не звучало. «Можно я спрошу тебя, как у тебя дела, такой вопрос не заденет сейчас твои чувства?» или «Ох, ты спросил меня, что за браслет я надела, а это очень личное, ты сейчас вторгся на мою территорию, я глубоко оскорблена» — вот это все уже не экологичность, а следование какому-то давно умершему и дурно пахнущему алгоритму.
«Все есть яд, все есть лекарство, важна только мера» — люблю эту фразу Парацельса. Все становится излишеством, если его приправить большой порцией фанатизма.
Как-то на интенсиве на прощальном капустнике мы ставили сценку, где обыгрывали внимательность психолога к внешним проявлениям клиента. И когда психолог на каждое почесывание носа, поворот головы или смену позы, вцепляется в клиента с вопросом «А что это сейчас значит для тебя?» — это становится абсурдом. Внимательность превращается в навязчивость, не подкрепленную каким-либо разумным обоснованием.
Важно чувствовать и понимать идею, а не зубрить ее, как правила в третьем классе. Иначе мы будем пропускать жизнь, подтачивая ее спонтанность под идею, втискивать себя в правила, какими бы хорошими они не были. Тогда не будет баланса между живой жизнью и идеей. А он нужен во всем, в том числе в том, что может сделать нашу жизнь лучше.
©Вероника Малова