Найти в Дзене

Как потерять деньги на покупке авто

Тем, кто хоть раз задумывался о покупке автомобиля из Японии, знакома ситуация, когда на первый взгляд всё кажется простым: выбираешь машину, смотришь аукционный лист, делаешь ставку и ждёшь доставки. Но как только начинаешь вникать, выясняется, что этих аукционов десятки, и каждый работает по своим правилам. Где-то оценки ставят строже, где-то допускают косметические дефекты, а на некоторых площадках фото машин выглядят лучше, чем в жизни. В результате один и тот же автомобиль может получить разные оценки и стоить по-разному, в зависимости от того, где именно он выставлен. Мы решили разобраться, откуда берутся такие различия и на что стоит обращать внимание, если вы хотите выбрать надёжный автомобиль с аукциона. Для этого мы поговорили с Максимом, специалистом нашей команды по привозу автомобилей. За шесть лет работы он оформил более тысячи сделок и знает, какие площадки действительно заслуживают доверия. В чём ключевые отличия между основными площадками — USS, TAA, JU, HAA и другими

Тем, кто хоть раз задумывался о покупке автомобиля из Японии, знакома ситуация, когда на первый взгляд всё кажется простым: выбираешь машину, смотришь аукционный лист, делаешь ставку и ждёшь доставки. Но как только начинаешь вникать, выясняется, что этих аукционов десятки, и каждый работает по своим правилам. Где-то оценки ставят строже, где-то допускают косметические дефекты, а на некоторых площадках фото машин выглядят лучше, чем в жизни. В результате один и тот же автомобиль может получить разные оценки и стоить по-разному, в зависимости от того, где именно он выставлен.

Мы решили разобраться, откуда берутся такие различия и на что стоит обращать внимание, если вы хотите выбрать надёжный автомобиль с аукциона. Для этого мы поговорили с Максимом, специалистом нашей команды по привозу автомобилей. За шесть лет работы он оформил более тысячи сделок и знает, какие площадки действительно заслуживают доверия.

В чём ключевые отличия между основными площадками — USS, TAA, JU, HAA и другими?

Аукционные дома USS, TAA, JU, HAA и остальные это просто сами площадки, куда японцы могут привезти и продавать свои автомобили. Самым крупным все-таки является USS, туда привозится больше всего автомобилей. TAA является дочерним, так скажем, аукционом самой Toyota, то есть преимущественно на этих аукционах продается Toyota. JU и HAA — менее крупные аукционы, но также они разбросаны по всей Японии, куда японец может привезти и начать продавать свой автомобиль. Есть также аукционы по типу Honda, на которые преимущество в понедельник продаются именно Honda. И также есть аукционы NAA — это ниссановское подразделение аукционов. Там в основном продаются автомобили марки Nissan.

Есть мнение, что на одних аукционах выставляют “чище” автомобили, а на других — проблемные. Это правда или миф?

Есть такое мнение, что касается чистоты автомобилей, потому что рынок наполнен различного рода перекупами, и сами аукционы иногда грешат такой историей.

Почему два одинаковых автомобиля на разных аукционах могут иметь разную оценку и сильно отличаться в цене?

Допустим, один автомобиль продавался на аукционе Toyota (TAA), его продавали с оценкой 3,5 балла, там были замечания: грязь по салону, мелкие царапины по кузову. Данный аукционный дом эту машину продал, её, допустим, купил какой-то пользователь внутри самой Японии либо же сам аукционный дом, как это, как правило, бывает. Забирает его с оценкой 3,5 балла. Максимум, что он может сделать — скорее всего, в машине пропылесосить. Возможно, дай бог, отполировать машину и выставить уже у себя с оценкой 4, иногда даже 4,5 балла.

Кто именно проводит осмотр автомобиля на аукционе и насколько человеческий фактор влияет на итоговую оценку? Бывает ли, что эксперт “недооценивает” или “переоценивает” машину?

Осмотр на самом аукционе производит сам инспектор. То есть он подходит к автомобилю, осматривает его на наличие дефектов, заменённых элементов, окрашенных деталей. А также является неверным мнением, что описание плюсов и опционала указывается непосредственно самим аукционом — это неправильно. Пользователь, который привозит свой автомобиль на продажу, может указать те опции, которые пожелает. Он может написать наличие подогрева, электропривода багажника, написать, что у него в автомобиле 18-е диски вот такого-то производителя. Конечно, инспектор это перепроверит. Если что-то будет не соответствовать — он просто это вычеркнет. Но мы часто сталкиваемся с продажей автомобилей, у которых в аукционном листе, кроме комплектации, не написано ничего. И нам крайне сложно понять, какие есть там опции. Так вот, если японец эти опции указал — значит, мы их найдём.
Бывает такое, что инспектор может недооценить автомобиль. Всё-таки это человеческий фактор, и бывает, что непреднамеренно он мог не увидеть окрашенный элемент, если он окрашен качественно. Так бывает, потому что толщиномерами японские инспекторы не пользуются. Бывает это преднамеренно, когда аукционный дом хочет скрыть, допустим, наличие окрашенного элемента. И бывает наоборот, когда инспектор переоценил автомобиль и указал, что у него стоит отметка W1, что конкретно этот элемент, допустим, окрашен. На деле автомобиль приходит — и окрасов нет. То есть, в данном случае это некая рулетка, но опять же здесь нужно полагаться именно на строгий аукцион.

Какие подводные камни чаще всего встречаются при покупке через аукцион, особенно для тех, кто делает это впервые?

Самая главная ошибка тех, кто решился торговать автомобили на аукционах, — это просто торговать все автомобили на всех аукционах, полагаясь, что все аукционы честные и правильные. Это не так. Есть пул аукционов, которые преднамеренно занижают оценку, либо пытаются указать ее таким образом, чтобы вы не до конца поняли, что же это. Вмятина U2, либо же это окрас W2, при том, что это будет написано так тоненько и аккуратно, что вы даже не поймете разницу. Также бывает такое, что в автомобиле ставится отметка W1, возле которой нарисована черточка. Казалось бы, это окрашен скорее всего какой-то соседний элемент возле этой отметки. Но на деле это может оказаться окрас всей стороны — и такое тоже бывает.
Подводным камнем также является проверка автомобиля. Как правило, люди, кто не сталкивался с покупкой автомобилей с аукционов, не знают того факта, что в аукционном листе указывается дата первой регистрации, а она отличается от даты выпуска. Бывали такие случаи, когда автомобиль 2021 года регистрации, а на деле 2019 года выпуска. И можно попасть в ситуацию, когда ты ставил на автомобиль вроде бы проходной и рассчитывал на минимальную пошлину, а на деле оказалось так, что ты будешь платить за автомобиль, который старше 5 лет. Для этого и есть менеджеры по подбору, которые проверяют автомобиль по дате его регистрации. То есть, вы полностью перекладываете ответственность за подбор и выкуп автомобиля на специалиста компании. Вам не нужно переживать за это самостоятельно, угадаете ли вы с датой выпуска, не просмотрели ли вы какие-либо замечания.

Насколько прозрачны торги на самом деле? Есть ли риск, что ставка “играется” не только участниками, но и внутренними системами?

Прозрачность аукционов сегодня крайне сложно проверить. На текущий момент нужно опираться на общую картину аукциона, обращать внимание на те пункты, которые говорят о том, что автомобиль действительно продается от физлица, потому что есть все-таки риски, что ставка сыграется, допустим, внутри самого аукциона и такое бывает неоднократно. Когда аукционный дом выкупает автомобиль с оценкой 3,5 балла, выставляет у себя уже с оценкой 4 балла, и для того, чтобы добиться нужной ему ставки, он также параллельно с остальными участниками торгов нажимает на кнопку. Его преимущество в том, что он не платит сам себе комиссию и за то, чтобы каждый день перевыставлять автомобиль на аукцион. Он может это делать бесконечное количество раз. И, допустим, мы с вами представим ситуацию, что данный автомобиль продался за миллион йен на предыдущих торгах. Далее он выставляется уже на другом аукционе самим аукционом, и аукционный дом хочет отдать его за полтора миллиона йен. Что происходит? Все участники делают ставку, и аукцион параллельно со всеми тоже нажимает.

Почему некоторые посредники показывают только часть аукционных листов или размытые фото?

Я не знаю, почему посредники показывают только часть аукционных листов или размытые фотографии, потому что это нецелесообразно. Мы информируем клиента полностью: предоставляем аукционный лист, перевод самого аукционного листа, проверяем автомобиль — проходной он или не проходной, по какой пошлине он будет считаться, а также проверяем предыдущие торги, чтобы не нарваться на вариант, который продавался в битом состоянии либо которому натянули оценку.

Есть ли аукционы, где машины в среднем хуже, чем на других? Например, площадки, куда чаще попадают восстановленные авто или корпоративный транспорт?

Да, есть такие аукционы, куда автомобили попадают в худшем состоянии. И нужно сказать, что эти аукционные дома просто некорректно ставят оценку. У автомобиля по салону могут быть порезы, прокуры — они об этом могут умолчать. У автомобиля могут быть окрасы, но они напишут это крайне посредственно и малозаметно, чтобы замылить ваш взгляд. Такое случается, если торговать на этих аукционах. Не все аукционы одинаковые — это нужно понимать. Есть хорошие площадки, есть плохие. Но нужно принять одно: если нужен хороший автомобиль, то на него нужен, естественно, хороший бюджет. Потому что дешёвые машины, которые вы видите в рекламах или у продавцов на различных рынках, как правило, куплены с плохих аукционов, чтобы максимально дёшево купить и дороже продать.

На некоторых площадках оценки вроде одинаковые, но состояние машин разное. Существуют ли разные “внутренние стандарты оценки” у аукционов?

Не существует никаких общих стандартов и даже внутренних стандартов аукционов. Понятное дело, что все аукционные дома должны оценивать автомобиль по существу и быть максимально объективными, но на текущий момент аукционы отмечают субъективно. И полагаться нужно только на аукционные дома, которые зарекомендовали себя уже длительное время.

После покупки автомобиль проходит транспортировку, стоянку, растаможку и т.д. На каком этапе чаще всего возникают задержки или проблемы?

Чаще всего задержки происходят на этапе, когда не готовы документы со стороны физлиц. Это происходит, когда автомобиль приходит уже с судном во Владивосток, начинает разгружаться, а документы человек не подготовил. То есть, нужно на каждом этапе подготовить свои документы для того, чтобы мы могли подать их на таможню. В других ситуациях задержек крайне мало. То есть, может быть задержка в море и машина не выходит во Владивосток только из-за погодных условий.

Какой аукцион вы считаете самым надёжным, а какой самым рискованным? Почему?

Самые надежные аукционы, на которых сегодня можно торговать это аукционы TAA от тойота, аукционы Honda, NAA, если вас интересует Nissan. Это может быть также тендерный аукцион, хоть на нем и продаются в основном корпоративные автомобили, но по крайней мере данные аукционы дома отмечают по существу, как есть: есть ремонт — они его поставят, есть замены — они также об этом укажут. Еще есть аукционная группа ARAI и там, в целом, ставят оценки объективно, аукцион не самый строгий, но на нем видно какие стояли оценки. Также можно покупать автомобили на некоторых площадках USS: USS NAGOYA, USS TOKYO. TOKYO USS вообще считается самым крупным аукционом, он в любом случае дорожит своей репутацией, но никто не застрахован от того, что японский инспектор что-либо упустит. Это нужно понимать. Они не роботы и отмечают все равно субъективно. Самые проблемные аукционы — это аукционы группы JU, LAA, SAA, KCAA, Hero. То есть, те аукционы, на которых крайне мало торгуются автомобили, они разбросаны в крайних уголках Японии, где нет крупных аукционов и японцам приходится гнать автомобили туда, чтобы не ехать далеко.

Почему японские аукционы до сих пор считаются эталоном честности, и можно ли сказать, что это всё ещё актуально в 2025 году?

На текущий момент можно сказать, что японские аукционы остаются эталоном честности только на остаточных явлениях. Явлениях из прошлого, когда действительно аукционы отмечали достаточно строго и честно. Сейчас я вижу четкую тенденцию, что аукционы перестали быть такими строгими, какими были ранее. Раньше автомобиль, если у него было множество замечаний по кузову, был грязный салон и пробег был около 100.000 километров, смело мог получить 3 балла. На сегодняшний день некоторые аукционы могут поставить этому автомобилю 4. И это не может не расстраивать. Поэтому единственный вариант сегодня верить в эталонность аукционных домов, это покупать действительно на строгих аукционах. Вы вряд ли столкнетесь с проблемами, если купите автомобиль на аукционном дому Toyota. Но и Toyota, не все аукционные дома являются эталонными и честными. Часто бывает так, что на тойотовском аукционе ТАА Kinki попадаются автомобили, у которых не было окрасов на аукционном листе, но они оказались по факту.

Покупка автомобиля на японском аукционе может показаться простой только на первый взгляд. В реальности за каждым выигранным лотом стоит десятки нюансов — от понимания внутренней политики площадки до умения читать между строк в аукционном листе. Ошибка в одном пункте может обойтись в сотни тысяч рублей: будь то “переоценённый” автомобиль, скрытый окрас или неправильная дата выпуска.

Как показал наш разговор с Максимом, даже опытные специалисты не всегда могут предсказать поведение конкретного аукционного дома. Тем более сложно сделать это человеку, который впервые сталкивается с процессом покупки из-за границы.

Именно поэтому самостоятельная покупка “на удачу” — это всегда риск. Можно выиграть, но можно и потерять гораздо больше, чем хотелось бы. Когда за дело берётся специалист, он не просто делает ставку, а анализирует десятки факторов: историю автомобиля, честность конкретного аукциона, состояние машины и реальную таможенную выгоду.

Каждый день на аукционах теряют деньги те, кто решил “разобраться сам”. Если вы хотите быть уверены, что ваш автомобиль действительно стоит своих денег и приедет без неприятных сюрпризов — лучше доверить это тем, кто каждый день работает с японскими торгами и знает, где заканчивается “хорошая цена” и начинается подвох.

Хотите заказать авто из Кореи, Китая или Японии?

Заполните ФОРМУ

8 (800) 444-04-53 - звонок бесплатный.

Офисы: ВЛАДИВОСТОК | МОСКВА