Вот, мы тут пишем, пишем уже целый год. И написали за это время довольно много всякого, надеемся, интересного. И вот сегодня, обозревая все эти наши летописи, подумали, что очень много мы рассказали историй о том, как мнимый брак, на деле, оказался ошибкой моториста. Можно подумать, будто мы пытаемся объяснить, что бракованных запчастей вовсе не бывает на свете. К сожалению они, конечно, бывают и еще как!
Эту историю мы уже краешком упоминали в одной из статей, но сейчас решили, что она вполне достойна отдельного рассказа.
Было это достаточно давно, лет пять назад, т.е. еще в ту эпоху, когда, если помните, существовали официальные дилеры европейских компаний и еще всякое разное существовало в т.ч. такое, которое теперь уже кажется странным. И были в ту пору у нас в ассортименте запчасти моторной группы одного брэнда, который позиционировался, как германский. Запчасти те были недороги и совсем неплохи. Соответственно, они пользовались спросом. Встречались, правда, в этой продукции мелкие брачки, но не слишком часто. Тем более, что производитель, получая обоснованные претензии, косяки свои признавал и потери компенсировал, чем выгодно отличался от некоторых компаний, которые вели себя так, будто поставка запчастей в Россию - это едва ли не благотворительность😊, а мы должны быть благодарны за то, что нам милостиво разрешают покупать их волшебные изделия.
Но вот однажды, получили мы претензию к товару этого самого как бы германского производителя, и ни разу не мелкую, а наоборот, довольно-таки серьезную. Претензия была к качеству распределительного вала для двигателя OM457. Приведем отрывок из этой претензии дословно: «… После приобретения, деталь была установлена на транспортное средство: Грузовой Мерседес AXOR О868МХ 161. Работы по установке проводились на специализированной станции техобслуживания «…….», являющейся официальным дилером компаний «Мерседес» и «Камаз». 20.01.20 г. ТС было направлено в рейс. Однако, следуя по маршруту через 240 км водитель заметил, что выхлопные газы изменились с сизого цвета на густой белый дым, пропала мощность ДВС». Автомобиль на эвакуаторе был доставлен на СТО «……». После демонтажа ГБЦ специалистами СТО: «Обнаружен механический контакт поршней о механизм ГРМ выпускных клапанов. Обламывание выпускных клапанов 3,6 цилиндров. ЦПГ имеет повреждения вследствие контакта с механизмом ГРМ. ЦПГ 3,6 цилиндров полностью разрушены. При дальнейшем осмотре на предмет причины неисправности обнаружено смещение фаз ГРМ между раcпредвалом и установочной меткой на шестерне распредвала. При демонтаже распредвала было обнаружено, что отсутствует фиксация шестерни привода воздушного компрессора (слетело стопорное кольцо). Причиной возникновения неисправности ДВС является некачественный распредвал».
Ну, а вскоре, после претензии, получили мы и собственно распределительный вал. Вал, как вал. Да, стопорное кольцо не на месте (сняли? само слетело?) не суть важно, не в нем главная засада (см фото 1). Интересна в первую очередь шестерня привода.
Решили для начала, проверить грубо, но быстро на месте метка или нет. Использовали первый способ, который пришел в голову т.к. прежде с такой задачей сталкиваться не приходилось.
Взяли мы со склада аналогичный вал производства UMpro (в то время еще UM) https://umparts.ru/product/raspredval-mercedes-benz-om-457-937-om-457-941-om-457-944-om-457-948-om-457-956-om-457-957-12l-27-cm212/ сделали маркером пометки напротив заводской метки, с обратной стороны шестерни. Поставили вал шестерней на металлическую плиту, рядом установили штангенрейсмас и прислонили его щуп к плоской поверхности одного кулачка (см фото 2).
Поставили напротив метки точку (см фото 3) и вал аккуратно убрали, не двигая штангенрейсмас. А на место вала UMpro, в то же положение поставили наш испытуемый вал и получилась разница такая, более, чем заметная! Такое на неточность установки вала не спишешь! (см фото 4).
И т.е. да. Шестерня стоит неверно. Значит, что? Вал установили, двигатель работал нормально, а потом в пути произошла беда. Провернуло шестеренку на валу? А как иначе? Ну, значит, шестеренка плохо посажена была. Там ведь держится она только на натяге. А раз натяг этот недостаточный, значит, сейчас мы ее снимем и следы проворачивания и увидим. Так мы решили и потащили вал на пресс. На ручной. Ага, сейчас! Никуда мы ее не сняли. Мало каши ели!
Странно… Ну, хорошо, ломать, так ломать! И задействовали мы гидравлический пресс. Нет! Не слезает. Тут мы уже поняли, что посажена шестерня, как надо (в смысле натяга, конечно, а не положения) и уже просто ради любопытства погрели ее газовой горелкой. Нет, и горячая не снимается! Вопросов к натягу никаких, а вот положение шестерни надо было как-то проверить поубедительнее, что б производителю что-то предъявить. Белые точки на плите… как-то совсем по колхозному. Кроме того, возник отнюдь не праздный вопрос: а он у нас один такой вал? Или все остальные в этой партии столь же замечательные?
Поступили мы следующим образом: положили два одинаковых вала на призмы параллельно друг-другу (см фото 5).
И с помощью, опять же, штангенрейсмаса повернули х в одинаковое положение (см фото 6).
Ну и вот, что получили (см фото 7, 8 и 9).
Что говорить? Метод, конечно, тоже такой себе, отнюдь не высокоточный 😊, но то, что метка не на месте показывает совершенно определенно. Кстати, выяснили мы, что такой вал оказался один. Остальные в норме.
И вот еще, что любопытно. Если шестерня не проворачивалась (а она не проворачивалась) то куда мог ехать автомобиль с таким валом? Что-то подсказывает, в претензии зачем-то описали фантастические события. При такой посадке шестерни сразу после запуска поршни бы и встретились с клапанами. Как это могло такое быть, что двигатель работал нормально (он же, надо полагать, работал нормально, раз машину отправили в рейс), а в дороге вдруг испортился? Или шестерню все-таки провернуло? Нет. Не могло этого быть при таком натяге! Уж скорее бы зубья поломало.
Хочешь, как хочешь, а гораздо вероятнее, что в претензии зачем-то написана неправда или не вся правда. Непонятно для чего это было делать т.к. брак вала очевиден. Опасались, что станем говорить: «А почему мотористы перед установкой не сравнили со старым валом? Деталь, допущенная до сборки, является годной! Это явный дефект, который могли и обязаны были обнаружить до сборки!». Возможно. Это ведь действительно явный дефект, и, если продавец знает, что поставщик ничего компенсировать не станет, а самому платить за происшедший «сталинград» не хочется, то именно на это он и будет упирать! Но мы-то знали, что наш поставщик за явный брак ответственность нести готов. Потому нашей задачей было установить и наглядно показать производителю наличие брака, а не от претензии «отбадаться». Так что в этом случае, все благополучно разрулилось в пользу клиента, который всегда прав (если конечно он действительно прав😊).
А брак-то, да. Это случается у всех. Вопрос в том насколько часто это случается и как продавец/производитель реагируют на обоснованные претензии.
Кстати, подобная история была у нас однажды (еще раньше) с распределительными валами BF. Но там до установки дело не дошло. Производитель сам сообщил нам о браке, раньше, чем валы попали в продажу и потребовал их уничтожить😊.
А вот с валами UMpro такого никогда не случалось и стараемся что бы и не случилось!