Найти в Дзене

Бракованные запчасти существуют? Безусловно!

Вот, мы тут пишем, пишем уже целый год. И написали за это время довольно много всякого, надеемся, интересного. И вот сегодня, обозревая все эти наши летописи, подумали, что очень много мы рассказали историй о том, как мнимый брак, на деле, оказался ошибкой моториста. Можно подумать, будто мы пытаемся объяснить, что бракованных запчастей вовсе не бывает на свете. К сожалению они, конечно, бывают и еще как! Эту историю мы уже краешком упоминали в одной из статей, но сейчас решили, что она вполне достойна отдельного рассказа. Было это достаточно давно, лет пять назад, т.е. еще в ту эпоху, когда, если помните, существовали официальные дилеры европейских компаний и еще всякое разное существовало в т.ч. такое, которое теперь уже кажется странным. И были в ту пору у нас в ассортименте запчасти моторной группы одного брэнда, который позиционировался, как германский. Запчасти те были недороги и совсем неплохи. Соответственно, они пользовались спросом. Встречались, правда, в этой продукции мелки

Вот, мы тут пишем, пишем уже целый год. И написали за это время довольно много всякого, надеемся, интересного. И вот сегодня, обозревая все эти наши летописи, подумали, что очень много мы рассказали историй о том, как мнимый брак, на деле, оказался ошибкой моториста. Можно подумать, будто мы пытаемся объяснить, что бракованных запчастей вовсе не бывает на свете. К сожалению они, конечно, бывают и еще как!

Эту историю мы уже краешком упоминали в одной из статей, но сейчас решили, что она вполне достойна отдельного рассказа.

Было это достаточно давно, лет пять назад, т.е. еще в ту эпоху, когда, если помните, существовали официальные дилеры европейских компаний и еще всякое разное существовало в т.ч. такое, которое теперь уже кажется странным. И были в ту пору у нас в ассортименте запчасти моторной группы одного брэнда, который позиционировался, как германский. Запчасти те были недороги и совсем неплохи. Соответственно, они пользовались спросом. Встречались, правда, в этой продукции мелкие брачки, но не слишком часто. Тем более, что производитель, получая обоснованные претензии, косяки свои признавал и потери компенсировал, чем выгодно отличался от некоторых компаний, которые вели себя так, будто поставка запчастей в Россию - это едва ли не благотворительность😊, а мы должны быть благодарны за то, что нам милостиво разрешают покупать их волшебные изделия.

Но вот однажды, получили мы претензию к товару этого самого как бы германского производителя, и ни разу не мелкую, а наоборот, довольно-таки серьезную. Претензия была к качеству распределительного вала для двигателя OM457. Приведем отрывок из этой претензии дословно: «… После приобретения, деталь была установлена на транспортное средство: Грузовой Мерседес AXOR О868МХ 161. Работы по установке проводились на специализированной станции техобслуживания «…….», являющейся официальным дилером компаний «Мерседес» и «Камаз». 20.01.20 г. ТС было направлено в рейс. Однако, следуя по маршруту через 240 км водитель заметил, что выхлопные газы изменились с сизого цвета на густой белый дым, пропала мощность ДВС». Автомобиль на эвакуаторе был доставлен на СТО «……». После демонтажа ГБЦ специалистами СТО: «Обнаружен механический контакт поршней о механизм ГРМ выпускных клапанов. Обламывание выпускных клапанов 3,6 цилиндров. ЦПГ имеет повреждения вследствие контакта с механизмом ГРМ. ЦПГ 3,6 цилиндров полностью разрушены. При дальнейшем осмотре на предмет причины неисправности обнаружено смещение фаз ГРМ между раcпредвалом и установочной меткой на шестерне распредвала. При демонтаже распредвала было обнаружено, что отсутствует фиксация шестерни привода воздушного компрессора (слетело стопорное кольцо). Причиной возникновения неисправности ДВС является некачественный распредвал».

Ну, а вскоре, после претензии, получили мы и собственно распределительный вал. Вал, как вал. Да, стопорное кольцо не на месте (сняли? само слетело?) не суть важно, не в нем главная засада (см фото 1). Интересна в первую очередь шестерня привода.

Фото 1. Распределительный вал. Общий вид.
Фото 1. Распределительный вал. Общий вид.

Решили для начала, проверить грубо, но быстро на месте метка или нет. Использовали первый способ, который пришел в голову т.к. прежде с такой задачей сталкиваться не приходилось.

Взяли мы со склада аналогичный вал производства UMpro (в то время еще UM) https://umparts.ru/product/raspredval-mercedes-benz-om-457-937-om-457-941-om-457-944-om-457-948-om-457-956-om-457-957-12l-27-cm212/ сделали маркером пометки напротив заводской метки, с обратной стороны шестерни. Поставили вал шестерней на металлическую плиту, рядом установили штангенрейсмас и прислонили его щуп к плоской поверхности одного кулачка (см фото 2).

Фото 2. Распределительный вал и щуп штангенрейсмаса на плоской поверхности кулчка.
Фото 2. Распределительный вал и щуп штангенрейсмаса на плоской поверхности кулчка.

Поставили напротив метки точку (см фото 3) и вал аккуратно убрали, не двигая штангенрейсмас. А на место вала UMpro, в то же положение поставили наш испытуемый вал и получилась разница такая, более, чем заметная! Такое на неточность установки вала не спишешь! (см фото 4).

Фото 3. Вал UMpro и точка напротив меток.
Фото 3. Вал UMpro и точка напротив меток.
Фото 4. Испытуемый вал в том же положении.
Фото 4. Испытуемый вал в том же положении.

И т.е. да. Шестерня стоит неверно. Значит, что? Вал установили, двигатель работал нормально, а потом в пути произошла беда. Провернуло шестеренку на валу? А как иначе? Ну, значит, шестеренка плохо посажена была. Там ведь держится она только на натяге. А раз натяг этот недостаточный, значит, сейчас мы ее снимем и следы проворачивания и увидим. Так мы решили и потащили вал на пресс. На ручной. Ага, сейчас! Никуда мы ее не сняли. Мало каши ели!

Странно… Ну, хорошо, ломать, так ломать! И задействовали мы гидравлический пресс. Нет! Не слезает. Тут мы уже поняли, что посажена шестерня, как надо (в смысле натяга, конечно, а не положения) и уже просто ради любопытства погрели ее газовой горелкой. Нет, и горячая не снимается! Вопросов к натягу никаких, а вот положение шестерни надо было как-то проверить поубедительнее, что б производителю что-то предъявить. Белые точки на плите… как-то совсем по колхозному. Кроме того, возник отнюдь не праздный вопрос: а он у нас один такой вал? Или все остальные в этой партии столь же замечательные?

Поступили мы следующим образом: положили два одинаковых вала на призмы параллельно друг-другу (см фото 5).

Фото 5.
Фото 5.

И с помощью, опять же, штангенрейсмаса повернули х в одинаковое положение (см фото 6).

Фото 6.
Фото 6.

Ну и вот, что получили (см фото 7, 8 и 9).

Фото 7. Слева новый вал, справа испытуемый. Цвета побежалости – это мы его грели горелкой. Метки показаны стрелками.
Фото 7. Слева новый вал, справа испытуемый. Цвета побежалости – это мы его грели горелкой. Метки показаны стрелками.
Фото 8. От плоскости стола до метки вала, взятого для сравнения 230 мм.
Фото 8. От плоскости стола до метки вала, взятого для сравнения 230 мм.
Фото 9. От плоскости стола до метки испытуемого вала 200 мм.
Фото 9. От плоскости стола до метки испытуемого вала 200 мм.

Что говорить? Метод, конечно, тоже такой себе, отнюдь не высокоточный 😊, но то, что метка не на месте показывает совершенно определенно. Кстати, выяснили мы, что такой вал оказался один. Остальные в норме.

И вот еще, что любопытно. Если шестерня не проворачивалась (а она не проворачивалась) то куда мог ехать автомобиль с таким валом? Что-то подсказывает, в претензии зачем-то описали фантастические события. При такой посадке шестерни сразу после запуска поршни бы и встретились с клапанами. Как это могло такое быть, что двигатель работал нормально (он же, надо полагать, работал нормально, раз машину отправили в рейс), а в дороге вдруг испортился? Или шестерню все-таки провернуло? Нет. Не могло этого быть при таком натяге! Уж скорее бы зубья поломало.

Хочешь, как хочешь, а гораздо вероятнее, что в претензии зачем-то написана неправда или не вся правда. Непонятно для чего это было делать т.к. брак вала очевиден. Опасались, что станем говорить: «А почему мотористы перед установкой не сравнили со старым валом? Деталь, допущенная до сборки, является годной! Это явный дефект, который могли и обязаны были обнаружить до сборки!». Возможно. Это ведь действительно явный дефект, и, если продавец знает, что поставщик ничего компенсировать не станет, а самому платить за происшедший «сталинград» не хочется, то именно на это он и будет упирать! Но мы-то знали, что наш поставщик за явный брак ответственность нести готов. Потому нашей задачей было установить и наглядно показать производителю наличие брака, а не от претензии «отбадаться». Так что в этом случае, все благополучно разрулилось в пользу клиента, который всегда прав (если конечно он действительно прав😊).

А брак-то, да. Это случается у всех. Вопрос в том насколько часто это случается и как продавец/производитель реагируют на обоснованные претензии.

Кстати, подобная история была у нас однажды (еще раньше) с распределительными валами BF. Но там до установки дело не дошло. Производитель сам сообщил нам о браке, раньше, чем валы попали в продажу и потребовал их уничтожить😊.

А вот с валами UMpro такого никогда не случалось и стараемся что бы и не случилось!

-10