Найти в Дзене
MotorProject

Проект МиНиН. Свой электробус для Нижнего Новгорода

Новичок автопрома: как живёт и что делает компания, развернувшая под Нижним Новгородом производство электробусов и трамваев? Те, кто следит за развитием Российского автобусостроения, наверняка помнит автобусы FOXBUS. Их на ивековских шасси делал завод в городе Ворсма, что в 70 километрах от Нижнего Новгорода. С началом войны поставки итальянских шасси прекратились, и предприятие решили перепрофилировать. Точнее, создать на его базе новое. Так в 2022 году появилось российско-белорусское СП «Нижэкотранс», перед которым поставили задачу обеспечить современной техникой программу по модернизации общественного транспорта Нижнего Новгорода. Поскольку партнёром с белорусской стороны привлекли минский «Белкоммунмаш», он же – BKM HOLDING, для этой самой техники придумали оригинальную марку «МиНиН». С одной стороны, она созвучна с именем рождённого нижегородской землёй народного героя, с другой – отражает партнёрство двух городов: Минска и Нижнего Новгорода. В 2023 году «Нижэкотранс» приступили

Новичок автопрома: как живёт и что делает компания, развернувшая под Нижним Новгородом производство электробусов и трамваев?

Те, кто следит за развитием Российского автобусостроения, наверняка помнит автобусы FOXBUS. Их на ивековских шасси делал завод в городе Ворсма, что в 70 километрах от Нижнего Новгорода. С началом войны поставки итальянских шасси прекратились, и предприятие решили перепрофилировать. Точнее, создать на его базе новое. Так в 2022 году появилось российско-белорусское СП «Нижэкотранс», перед которым поставили задачу обеспечить современной техникой программу по модернизации общественного транспорта Нижнего Новгорода.

FOXBUS на шасси IVECO Daily
FOXBUS на шасси IVECO Daily

Поскольку партнёром с белорусской стороны привлекли минский «Белкоммунмаш», он же – BKM HOLDING, для этой самой техники придумали оригинальную марку «МиНиН». С одной стороны, она созвучна с именем рождённого нижегородской землёй народного героя, с другой – отражает партнёрство двух городов: Минска и Нижнего Новгорода.

МиНиН Т811
МиНиН Т811

В 2023 году «Нижэкотранс» приступили к производству трамваев. В их основе – модели разработки «Белкоммунмаша», который также взял на себя поставку сборочных машинокомплектов. По мере развития производства, СП локализовало у себя изготовление трамвайных кузовов с полным циклом сварки, сборки и окраски. Стёкла для них везут из города Бор, сиденья – из Екатеринбурга. Электродвигатели поставляет Сарапульский завод из Удмуртии, а тормозные системы делают в Челябинске.

МиНиН Т856
МиНиН Т856

Сначала в Ворсме развернули выпуск односекционных трамваев «МиНиН Т811». Такой трамвай вмещает номинально 120, а в час-пик – 159 человек. А весной этого года на обкатку вышел первый трёхсекционный трамвай «МиНиН Т856», рассчитанный на перевозку аж 260 пассажиров. В общей сложности, город получит 26 таких трамваев. Всего же, согласно контракту, до конца 2026 года «Нижэкотранс» поставит Нижнему Новгороду 170 трамваев «МиНиН» обоих моделей, более половины из которых к настоящему времени уже вышли на городские маршруты.

-5

Теперь – к электробусам. Программа обновления городского транспорта Нижнего Новгорода предусматривала выход на маршруты 120 электробусов. Контракт на их поставку был полностью выполнен в 2024 году. Почти половина из названного количества – электробусы Ликинского автобусного завода. Остальные, а именно, 62 машины – электробусы «МиНиН Е450». В их основу легла самая современная разработка «Белкоммунмаша», недавно выведенный на рынок электробус БКМ Е321 семейства Olgerd. Правда, внешне «МиНиН Е450» не сильно на него похож – российскому варианту значительно изменили и наружный, и внутренний облик.

-6

Чтобы максимально близко познакомиться с электробусами «МиНиН», в свой пришедшийся на эту осень очередной приезд в Нижний Новгород я отправился к Нижегородскому Кремлю, где проходит один из их оживлённых маршрутов. Кстати, ещё несколько лет назад, в тех местах ходил совсем другой общественный транспорт: шныряли битком набитые «пазики» старого образца и курсировали троллейбусы «ЗиУ», часть из которых явно сохранилась едва ли не с советских времён. Теперь – другое дело! «Пазики» на улицах по прежнему ходят, но значительная их часть – нового поколения, причём многие – с газовым двигателем. Часто встречаются современные, явно недавно приобретённые ЛиАЗы, и не только электрические. Мне даже попались довольно редкий автобус LOTOS 105 производства челнинской компании «РариТЭК», а также новейший среднеразмерный ПАЗ Citymax 9 – говорят, на сегодня в городе их работает около трёх десятков. Ну и, конечно, на маршрутах более шести десятков электробусов «МиНиН». Я не только на них посмотрел – в одном из них даже получилось проехаться несколько остановок.

-7

Салон у этого электробуса без изысков, но вполне удобный, просторный, полностью низкпольный, с большой накопительной площадкой напротив центральной двери. При габаритной длине 12,7 метра «МиНиН Е450» рассчитан на перевозку 75 пассажиров, 36 из которых обеспечены сидячими местами. По субъективному ощущению, народу в салон может войти и больше. Но не будем забывать, что при схожих габаритах с дизельными автобусами и при тоже полной массе в 18 тонн, из-за объёмного пакета аккумуляторных батарей электробусы, как правило, значительно тяжелее. То есть, у них больше снаряжённая масса, которая у героя нашего рассказа составляет почти 13 тонн. Тем более, речь идёт об электробусе с ночной зарядкой, а потому, пакет аккумуляторов у него реально тяжёлый.

-8

Запасённой в нём 450 кВтч электроэнергии хватает для пробега в 240 км – как раз, чтобы отработать полную смену и уехать в парк на пятичасовое свидание с розеткой. Для сравнения, у новейшего электробуса КАМАЗ-52222 с запасом хода в 100 км и регулярной подзарядкой на конечных остановках маршрута, энергоёмкость аккумуляторов всего 230 кВтч – почти в два раза меньше. Не удивительно, что у него и снаряжённая масса меньше. Поэтому при 18 тоннах полной массы формально камазовский электробус вмещает на 10 пассажиров больше.

-9

Кстати, в отличие от того же камазовского электробуса, передняя подвеска у «МиНиН Е450» не независимая, а классическая, то есть зависимая. Но, естественно, не рессорная, а полностью пневматическая: спереди по одному, сзади – по два баллона на каждое колесо. Применяемые на этих электробусах синхронные электродвигатели переменного тока сблокированы с одноступенчатым понижающим редуктором. Максимальная мощность – 170 кВт. И ещё важный момент: отдельные климат-системы сделаны для салона и для кабины водителя.

-10

В общем, в лице «МиНиН Е450» Нижний Новгород получил весьма современные электробусы. К сожалению, не могу ничего объективного сказать про их комфорт и надёжность, но с технической точки зрения это весьма совершенные и весьма современные машины. Жаль, что пока дело ограничилось одним единственным, уже исполненным контрактом на их поставку. Тем не менее, у «Нижэкотранса» – неплохие перспективы: производство трамваев продолжается, и теперь уже ясно, что оно не прервётся после исполнения нижегородского контракта на 170 единиц. Потому что к трамваям «МиНиН» проявляют интерес другие города и регионы страны. Причём интерес практический: уже заключён контракт на поставку 20 трамваев модели Т811 в Краснодарский край.

-11

Будем надеяться, что и у истории с нижегородскими электробусами тоже будет своё продолжение. Тем более, что этим летом стало известно, что учредители «Нижэкотранса» рассматривают планы разработки и запуска в производство целой линейки автобусов с дизельным, газовым, электрическим и гибридным силовыми агрегатом. Впрочем, прежде чем обсуждать столь смелый прожект, давайте дождёмся хотя бы первых шагов, направленных на то, чтобы эти планы стали реальностью.

MotorProject© Константин Закурдаев

#минин #электробус #новыйэлектробус #трамвай #новыйтрамвай #нижэкотранс #электробусминин #трамвайминин #нижнийновогород