Давно хотела написать про эту посуду!
Вспомнила, как в моём советском детстве подходила к прилавку с огромными металлическими лотками красной и чёрной икры, которую можно было купить вразвес.
Ещё она продавалась в жестяных круглых баночках и больших банках с огромной рыбиной на картинке. Знакомьтесь...
Это ОСЁТР.
Икру можно было купить в бумажном стаканчике из под мороженого и есть дома ложкой. (Это про меня).
Вообще в СССР часто использовалась бумажная упаковка. Даже новую кофточку вам завернут в крафтовую бумагу, и посуду, и даже пальто!
Вот где была эко система! Да, полиэтилена тогда не было! Зато как экологично–мечта!
Но сегодня я хочу рассказать про необычную советскую посуду, такую сложную и такую родную для восприятия сегодня.
Прекрасные кобальтовые рыбки.
Совсем недавно я прокомментировала в одной из статей, для чего они. И поняла, что для молодого поколения непонятно для чего эти чудесные рыбки!
На самом деле мы действительно мало знаем о посуде, и иногда диву даёшься на те приспособления, которые использовались в прошлом столетии для приготовления блюд. А ведь часто они актуальны и сегодня!
Винтажные фарфоровые Рыбки – икорницы! Какой глубокий синий цвет, он называется кобальтовым.
Кобальтовая краска известна очень давно, ещё китайцы использовали оксид кобальта для своих фарфоровых сервизов. Заметьте...
Мода на синее не проходит!
Дело здесь не в краске, а в технологии получения такого иссиня-черного цвета!
Чтобы получить кобальтовую краску, берётся оксид кобальта и оксид алюминия. Смесь сначала прокаливают при очень высокой температуре 1200°C, после чего образуется алюминат кобальта, его измельчают, превращая в порошок.
Кобальт получает чёрный цвет, он наносится на ещё не обожжённое изделие из фарфора, которое называется бельё – то есть белый по-нашему.
Таким же образом делается подглазурная роспись. И только потом наносится глазурь. Теперь изделие обжигается при очень высоких температурах.
Чёрная краска превращается, превращается...
Превращается в насыщенно-синий цвет, а расплавившись, глазурь образует стойкое покрытие на фарфоре.
Фарфор получается высокопрочный, не подверженный сколам, он хорошо "держит" удары.
Вот ещё один вариант рыбки-икорницы.
Ну что же вернёмся к нашим рыбкам! Мне они напоминают сказочную Рыбу-Кит. Верх рыбок украшен фестончатым волнистым краем и позолотой.
Вы только представьте их с красной или чёрной икрой!
Такие Икорницы Рыбки произведены на советском фарфоровом Бронницком заводе "Возрождение", который находился в селе Бронницы Новгородской области Он был открыт в 1966 году на базе литейного цеха завода Пролетарий.
Это типичный советский фарфор. Кобальтовые синие рыбки с позолотой крошечные, они умещаются на ладони.
Были они и такие!
Симпатичные рыбёшки из прошлого столетия (звучит конечно!) произведены в период 1980-90-х годов, в соответствии с клеймом на нижней части рыбок.
На Бронницком фарфоровом заводе "Возрождение" планировалось производить сувенирные изделия и новгородский фарфор.
В название Возрождение вкладывался глубокий смысл – возрождение традиций и культуры древнего Новгорода, изучение истории города, да и России в целом. Возрождение народных промыслов, чтобы у каждого осталась такая милая частичка этого славного города!
И как подобает, советские художники отнеслись с глубоким уважением к идее.
В разный период работы завода клейма отличались! Сначала использовалась аббревиатура БЗВ, что означает Бронницкий завод Возрождение. Такое клеймо ставилось до 1971 года.
Затем клеймо заменили на загадочную волшебную птицу Сирин, райская птица-дева из средневековья. Такое клеймо ставили до 1981 года.
И только потом до 1990 года вы можете увидеть такое витиеватое клеймо в форме буквы Б в русском стиле. И знаете, никогда бы не подумала, что это Б!
Клейма Бронницкого завода Возрождение!
Так появились фарфоровые Икорницы в форме рыб в тёмно-синем и голубом цвете, украшенная золотом.
Тёмно-синяя посуда со сверкающими золотыми узорами производилась вплоть до закрытия фарфорового завода, она стала узнаваемым брендом Великого Новгорода в советское время.
Рыбки выполнены в стиле традиционных русских промыслов. Такие изделия характерны для Гжель и Сысерть.
Форма рыбки с хвостом удобна при подаче икры на стол, а золочение подчеркивает изысканность. Небольшие вазочки-соусники в виде Рыбок можно использовать как соусник, солонку или пашотницу.
Икорницы и сейчас могут стать функциональным предметом для сервировки стола, милым декором в интерьере и даже подставкой для бижутерии.
Мастера смогли воплотить в своих изделиях мотивы новгородской росписи и придать изделиям из фарфора такой загадочно-сказочный стиль!
Но есть одно но...
Нельзя использовать в СВЧ и в посудомоечной машине.
И это не всё!
Вот китайская рыбка Элан галерея, на клейме указано, что это дизайн из Англии, но фарфор китайский. А вот China на клейме означает фарфор, а не Китай как мы думаем.
Вот еще один вариант Икорницы-Лебедь, но это другой завод Сысерть и другая история!
Как люди жили, как тонко чувствовали!