Откуда у рокеров "коза" и почему ее боялись в Древнем Риме? За что боялись Папу Пия IX? И при чем тут наш страх пожелания удачи перед экзаменами? Узнайте, как все это связано с древней верой в сглаз. Историческое расследование на основе реальных случаев.
Глава 1. Введение. Часть 5, о роковых встречах: Папа, монахи и другие jettatore
Валлетта, очевидно, сам искренне верил в очарование любого рода, будь то очарование взгляда, физического присутствия или фактического прикосновения, и заканчивает свое эссе, предлагая награду от десяти до двадцати скуди за ответы на тринадцать вопросов, в зависимости от того, насколько интересными ему покажутся notizia («сведения»). Вот каковы эти вопросы:
1. Кто сильнее в очаровании (jetta piu) — мужчина или женщина? 2. Сильнее ли тот, кто носит парик? 3. Сильнее ли тот, кто носит очки? 4. Сильнее ли беременная женщина? 5. Сильнее ли других монахи, и какого ордена? 6. Если некто более способен очаровывать (jettare), что становится с нами после зла, которое мы перенесли? Т.е. второй раз хуже первого, или мы становимся все более подверженными влиянию? 7. На какое расстояние распространяется очарование (jettatura)? 8. Может ли оно исходить от неодушевленных предметов? 9. Действует ли оно сильнее сбоку, спереди или сзади (di lato, di prospetto, o di dietro)? 10. Какая походка (gesto), какой голос, какие глаза и какой характер у колдунов (jettatori), и (как) они дают о себе знать? 11. Какие молитвы (orazioncine) следует произносить, чтобы защититься от очарования монахов (Frati)? 12. Какие слова лучше произносить, чтобы избежать сглаза (si debban dire per evitare la jettatura)? 13. Какую силу имеют рога и другие предметы?[1]
В древности считалось, что женщины обладают большей силой очарования, чем мужчины. Варрон объясняет их усиленное злое влияние результатом их необузданных страстей,[2] и подробно описывает, как различать тех, кто обладает более или менее опасной силой. Однако в наше время более принято считать, что обладателями дурного глаза чаще являются мужчины, нежели женщины.[3]
С самого появления религиозных орденов монахи приобрели особую репутацию обладателей рокового влияния.
В 842 г. Эрхемперт, монах из Монте-Кассино, самого известного монастыря в Италии, написал, что Ландульф, епископ Капуи, говорил, что всякий раз, когда он встречал монаха, ему потом весь день не везло.[4] До сих пор многие люди, встретив монаха или священника после первого выхода на улицу утром, не приступают к делам, пока не вернутся домой и не подождут некоторое время, чтобы начать день с чистого листа.
В Риме известно много jettatori:[5] один из них – очень приятный и красивый мужчина, религиозный человек, и все же, по странному стечению обстоятельств, куда бы он ни пошел, он приносит с собой несчастье. Если он приходит на вечеринку, то лед не доставляется, музыканты опаздывают, свет гаснет, погода портится, официант роняет поднос с закусками – в общем, что-нибудь да случится. Кто-то сказал на днях: «Вчера я смотрел в окно и увидел N (известного jettatore)". "Уф! — сказал я, перекрестившись и сложив козу из пальцев, — какая беда теперь случится с каким-нибудь беднягой, который его не видит?". Я наблюдал за ним всю дорогу, но ничего не произошло; однако сегодня утром я услышал, что, повернув за угол, он заговорил с бедным мальчиком, который сидел на дереве и собирал фрукты, и как только он скрылся из виду, мальчик упал и сломал руку».
В Неаполе автору рассказали историю о недавнем происшествии: некий маркиз, имевший дурную репутацию, был приглашен на бал, и люди, знавшие о его приходе, были уверены, что что-то произойдет. Он прибыл с опозданием, но едва ступил в бальный зал, как в центре комнаты рухнула большая стеклянная люстра. К счастью, в этот момент под ней никого не было, но люстра разбилась вдребезги, и, конечно же, виновником этого был он. В Неаполе, где вера в jettatura особенно распространена, можно услышать бесконечное множество подобных историй.
В «Truth» (4 ноября 1893 г.) об участнике громкого дела говорится: «В Италии, однако, считалось бы, что он является jettatore, то есть человеком, который, не по своей вине, обладает уникальным свойством приносить несчастье другим, куда бы он ни пошел. Единственный способ для любого, кто вступает в контакт с таким человеком, избежать плохих последствий — это показать на него указательным пальцем и мизинцем. Папа Пий IX считался jettatore, и самые набожные католики, прося его благословения, складывали пальцы в козу. Помню, в Ницце был один господин с такой репутацией. Однажды префект, француз, пригласил его на бал и вскоре понял, что если придет этот jettatore, то многие другие не придут, и ему пришлось деликатно попросить его не принимать приглашение».
Спросите любого римлянина о дурной славе покойного Папы, и он ответит: «Так говорили, и, похоже, это правда. Если бы у него не было jettatura, было бы очень странно, что все, что он благословлял, заканчивалось провалом. Мы все очень хорошо справлялись в кампании против австрийцев в 48-м году. Мы выигрывали битву за битвой, и все ликовали и были полны надежды, когда вдруг он благословил наше дело, и все сразу пошло наперекосяк. Ни у кого и ничего не получается после его благословения. Когда он приехал в Сант-Аньезе, чтобы провести большой праздник, обрушился пол, и всех людей раздавило. Потом он посетил Колонну Непорочного Зачатия на Площади Испании и благословил ее и рабочих. Разумеется, в тот же день один из них упал с лесов и разбился насмерть. Он договорился о встрече с королем Неаполя в Анцио, но тут поднялся сильный ветер и буря, которая длилась неделю. Они договорились о другой встрече, и тут же произошел скандал с бывшей королевой Испании. А еще лорд К. прибыл из Альбано, чувствуя себя неважно – Папа послал ему свое благословение, и он тотчас скончался. Ничто не было столь фатальным, как его благословение. Неудивительно, что рабочие, возводившие колонну на Площади Испании, отказывались работать, если Папа не будет держаться подальше!»
Мистер Стори рассказывает еще одну байку – о Рэйчел и освященных Папой четках, которые она носила на руке как браслет. Она навещала больную сестру в Пиренеях, но однажды та почувствовала себя настолько лучше, что Рэйчел оставила ее, чтобы навестить другую сестру. Пока эти двое весело смеялись и болтали, пришло сообщение, что Рэйчел следует немедленно вернуться, так как у первой сестры случился приступ. Потрясенно поднявшись, она будто бы принялась искать причину этого внезапного удара. Ее взгляд упал на четки, и в ярости и разочаровании она сорвала их с запястья, бросила на землю и воскликнула: «О, роковой подарок! Это ты навлек на меня это проклятие!» И сразу же выскочила из комнаты. На следующий день ее сестра умерла.
Другой знакомый мистера Стори, маркиз Б., имел репутацию jettatore. Как-то он навестил компанию друзей, которые были в гостях на загородной вилле. Все были веселы, хорошо проводили время и готовились отправиться на пикник в каретах, на ослах и мулах. И тут все пришли в замешательство и смятение. Некоторые хотели отменить поездку. Другие считали, что это будет выглядеть очень грубо и что лучше поехать, приняв все возможные меры предосторожности для предотвращения jettatura. На том и порешили. Однако веселью пришел конец: все ожидали несчастья, и оно случилось! Не успели они проехать и мили, как запряженные в одну из карет лошади взбесились, опрокинули карету и так напугали и поранили тех, кто в ней сидел, что те отказались ехать дальше. Пикник был отменен. «Ах, вам смешно! — сказал мой друг. – Смейтесь, но факт есть факт: маркиз всюду сеет беды. Господи боже, какой же он jettatore! На днях мы ехали за город, чтобы провести там день, и имели несчастье встретить его. "Доброго пути! — крикнул он нам вслед. – Веселитесь". Мы сразу поняли, что все пропало, и стали обсуждать, не отложить ли поездку на другой день. Но нам очень хотелось ехать, да и все уже было готово, так что мы продолжили путь. Стоило нам проехать полмили, как отвалилось переднее колесо, и волей-неволей нам пришлось вернуться».
______________________________
Примечания
[1] Сравнение этих вопросов с вопросами, приведенными Стори в «Замке Святого Ангела», показывает, что более позднее издание книги Валлетты, которое он использовал, было значительно переработано.
[2] Quia irascendi et concupiscendi animi vim adeo effrenatam habent («Ибо сила гнева и похоти духа их столь необузданна»).
[3] «Страх перед сглазом женщин очень распространен в Испании, однако панацеей от него является употребление в пищу роговой стружки» («Справочник Мюррея для путешественников по Испании»).
[4] Валлетта.
[5] Стори.
______________________________
#сглаз #jettatore #Италия #суеверия #Папа_Пий_IX #народные_верования #история #культурология #этнография #социальные_нормы #защита_от_сглаза