Помните того самого Портоса из легендарных «Трех мушкетеров»? Того, что с буйными кудрями и бантиком, чей громовой хохот и безудержное веселье заражали весь экран? Актер Валентин Смирнитский, подаривший нам этого героя, казался воплощением жизненной силы. Но судьба, как это часто бывает, распорядилась иначе. За ширмой славы и обаяния скрывалась жизнь, полная личных драм, мучительных потерь и вины, которая жжет его душу до сих пор.
В 2025 году Смирнитскому исполнился 81 год. Он давно не играет в театре, перебравшись в уютную квартиру на испанском побережье, но душевного покоя, увы, не обрел. Единственное, что его по-настоящему тяготит — это невысказанное «прости» сыну, ушедшему из жизни так рано.
Лично у автора канала образ Портоса всегда вызывает теплую настальгию. А у вас? Давайте же вспомним непростой, но удивительный путь артиста, его сокрушительные удары судьбы и поговорим о том, как он живет сегодня.
Учеба и первые роли: Как будущий Портос из «генеральской» коммуналки пробивался на сцену
Вот уж кого точно нельзя назвать «артистом-однодневкой», так это Валентина Смирнитского. Его путь в искусство был долгим и осознанным, хоть и начался, что называется, с хулиганства.
Родился будущий мушкетер 10 июня 1944 года в Москве, в самой что ни на есть интеллигентной семье. Отец — главный редактор на студии документальных фильмов, мать — работник кинопроката. Жили они в знаменитой «генеральской» коммуналке на Арбате, где в одной комнате ютились родители с сестрой, а в другой — бабушка с дедушкой и сам Валя.
В школе учеником он был, скажем прямо, нерадивым. Но все изменил школьный драмкружок, который вела учительница литературы. Маленькая роль — и вот он, Хлестаков, уже чувствует вкус сцены. Правда, это не уберегло его от исключения из школы за драку в девятом классе.
Пришлось доучиваться в вечерней, но зато параллельно он записался в театральную студию в Замоскворечье. Там, кстати, вместе с ним занимались будущие звезды Сергей Шакуров и Василий Бочкарев.
Поступление в Щукинское училище было, по его же словам, делом случая и логистики: «Щука» находилась рядом с домом. Но именно там он понял, что попал туда, куда нужно. Курс Веры Львовой, сокурсники, среди которых красавицы Маша Вертинская и Валя Малявина — все дышало творчеством.
Еще будучи студентом, он дебютировал в кино. Помните эпизод с военнослужащим в «Я шагаю по Москве»? Это он. А уже в 1965 году, на четвертом курсе, случился прорыв — короткометражка «Двое» в дуэте с Викторией Федоровой получила приз на Московском кинофестивале.
После такого успеха предложения от театров не заставили себя ждать. Выбор пал на «Ленком», где в то время рулил гений Анатолий Эфрос — режиссер, умевший раскрывать актеров с неожиданных сторон.
Звездный час Портоса: Банты, поролон и «доползти до самолета»
70-е годы стали для Смирнитского временем стремительного взлета. «Королевская регата», «Семь стариков и одна девушка», «Адъютант его превосходительства» — его лицо стало узнаваемым. Но настоящая, народная слава обрушилась в 1978-м.
Представьте себе: Москва, февраль, холодно. У Смирнитского сломана нога, он в гипсе и ковыляет по квартире. Вдруг — телефонный звонок.
«Это Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Помнишь?» — слышит он в трубке. Актер, конечно, не помнил, но из вежливости буркнул: «Да, конечно!»
«Я сейчас готовлю «Трех мушкетеров». Приезжай в Одессу на пробы», — продолжает режиссер.
«Я бы с радостью, да нога сломана», — отвечает Смирнитский.
И тут следует легендарная фраза Хилькевича: «А при чем тут нога? Я тебя по пояс сниму! Мне твои ноги не нужны. Ты сможешь доползти до самолета?»
От скуки и февральской хандры Валентин согласился. Прилетел в Одессу, ему нацепили парик, сунули в руки мушкет — и сняли пробы. Каково же было его удивление, когда ему предложили роль Портоса! Ведь по комплекции он совсем не подходил на роль силача.
«Всем мушкетерам костюмы шили по фигуре, а мне — на поролоновые «толщинки», которые поддевались под одежду, — вспоминал позже артист. — Представьте: июльская жара в Одессе, я прею в этом поролоне, да еще и скакать на лошади с тяжелым оружием приходилось. В отличие от товарищей, я даже в перерыве не мог раздеться».
Но игра стоила свеч. Образ получился на редкость цельным и обаятельным. Именно Смирнитский с художницей картины придумали ту самую фирменную черту Портоса — бантик в волосах, подсмотренный им на картинах знати XVII века.
После выхода фильма актер проснулся мегапопулярным. Его, как и других мушкетеров, буквально разрывали на части. Но, как признавался сам Смирнитский, этот вихрь славы больно ударил по его личной жизни.
Четыре брака и одна трагедия: Алкоголь, поклонницы и «круги ада» ради сына
Личная жизнь актера напоминает сложный сериал с четырьмя сезонами, где счастье он обрел лишь в финале.
Первый брак: Студенческий порыв. Еще в «Щуке» он женился на однокурснице Людмиле Пашковой, дочери видных театральных деятелей. Брак был скорее попыткой встать на ноги — родители жены помогли с квартирой. Но молодость, богемная жизнь и стремительно растущая известность Смирнитского сделали свое дело. Союз распался всего через год. Судьба же семьи Пашковых сложилась трагично: мать Людмилы, Лариса Пашкова, стала инвалидом после аварии, а ее муж, Анатолий Колеватов, был арестован по ложному доносу. Не выдержав ударов судьбы, Лариса покончила с собой.
Второй брак: Любовь, слава и разлад. В 70-е он встретил переводчицу Ирину. Казалось, это была та самая, настоящая любовь. В 1974 году они поженились, а вскоре родился их единственный сын Иван. Но тут на горизонте появились «Мушкетеры» с их оглушительным успехом.
«Мы были молоды, полны сил, работали и веселились на полную катушку, — рассказывал актер. — Съемки этого фильма не прошли даром для семей всей нашей четверки. Сохранить брак удалось только Боярскому — и то благодаря мудрости Ларисы Луппиан».
Поклонницы буквально осаждали актеров. Одна из них, как вспоминал Смирнитский, устроила настоящую травлю его жены, постоянно сообщая ей о несуществующих изменах мужа. К этому добавилась и другая беда — алкоголь.
«Тогда это был самый простой способ расслабиться после съемок, снять напряжение, — откровенничал он. — Ира плакала, умоляла меня завязать. Я даже «торпеду» вшивал, как Высоцкий. На время помогало, но потом снова срывался».
В 1980 году, когда Ване было шесть лет, пара распалась. Актер ушел из семьи, что впоследствии стало его главной болью и причиной вечного чувства вины.
Сын Иван: «Все круги ада» и похороны без отца. С юности Иван попал в опасную тусовку и пристрастился к наркотикам. Смирнитский-отец бросил все силы и средства на его спасение.
«Пытаясь вытащить сына, я прошел все круги ада, — с болью говорил артист. — Все, что зарабатывал, уходило на врачей и клиники. Его лечили и здесь, и во Франции, в специальном лагере. Он вроде бы шел на поправку, даже в Тимирязевскую академию поступил, женился... Но потом снова срывался и возвращался туда, откуда так хотел вырваться».
В 2000 году жизнь 26-летнего Ивана оборвалась от передозировки. Самого Смирнитского в этот страшный момент в стране не было — он был на гастролях в Америке. Связь тогда была нестабильной, и трагическую весть он узнал с опозданием.
«О смерти сына я узнал в день его похорон. Его похоронили без меня. И теперь просить прощения и говорить о любви я могу только у маленькой таблички в колумбарии на Новодевичьем, за которой — урна с прахом моего мальчика. Он жил без меня и умер — без меня».
Это непростительное, по его мнению, отсутствие в самый важный момент стало для актера незаживающей раной. Он до сих пор винит себя, считая, что именно его отдаление после развода толкнуло сына на опасный путь.
Третий брак: Несложившееся счастье с экономистом. Попыткой начать все с чистого листа стал брак с экономистом Еленой Шапориной. Но и этот союз не выдержал испытаний временем и внутренними демонами актера. «Разводы — это всегда душевные травмы, как ни крути», — скупо комментировал он тот период.
Наконец-то счастье: «Аллергия на брак» прошла в четвертый раз
Казалось, после трех неудач и страшной трагедии с сыном, Смирнитский навсегда останется одиноким. Но судьба все же подарила ему утешение.
В 1996 году, в самый разгар личного кризиса, он пришел в «Театр Луны». Там он и встретил ее — Лидию Рябцеву (в девичестве Садекову), заместителя директора по гастролям. Она была младше его на 14 лет и, как выяснилось, с детства боготворила Портоса.
«Она была моим тайным поклонником, а ее любимым героем — Портос», — с улыбкой вспоминал Смирнитский.
Они не спешили. Сначала были коллегами, потом друзьями. Лидия видела его боль, его раны и не давила. Лишь спустя восемь лет, в 2004-м, когда актеру было уже 60, они наконец поженились.
«Она мне очень помогает во всем. Волевая, властная в хорошем смысле, прирожденный организатор. Она полностью навела порядок в моей жизни, и в быту, и в поездках», — с гордостью говорит Валентин Георгиевич.
Общих детей у них нет, но Смирнитский с головой окунулся в роль отца для двух дочерей Лидии от первого брака и стал заботливым дедушкой для внучки. Говорят, та даже мирит их, когда супруги слишком уж горячо спорят.
Валентин Смирнитский сегодня: Испания, антрепризы и дамоклов меч вины
Сейчас Валентин Георгиевич ведет жизнь, о которой, возможно, мечтал всегда. Он давно ушел из государственного театра и играет только в антрепризах — это его сознательный выбор.
«Я всю жизнь хотел ни от кого не зависеть, и сейчас наконец могу себе это позволить», — заявил он.
Несколько лет назад он и Лидия купили квартиру на средиземноморском побережье Испании, куда часто уезжают отдохнуть от московской суеты. Он по-прежнему востребован, особенно в сериалах, где часто играет образы криминальных авторитетов, как, например, в сериале «На углу, у Патриарших».
Казалось бы, живи и радуйся: слава, любимая жена, финансовое благополучие. Но нет.
Единственное, что не дает ему покоя и, вероятно, уже не отпустит до конца, — это тяжкое бремя вины перед сыном.
«Как ни пытаюсь гнать от себя эти мысли, все равно считаю, что это я виноват в гибели Ивана, — признавался он. — Эта вина висит надо мной дамокловым мечом. С ней я и уйду...»
Вот такая она, цена славы и сложная судьба человека, который для миллионов навсегда остался беззаботным весельчаком Портосом. Его история — горькое напоминание о том, что за самыми яркими улыбками на экране часто скрываются невидимые миру слезы.
А у вас какие воспоминания связаны с творчеством Валентина Смирнитского?
Больше подробностей в моем Telegram-канале «Черный редактор». Заглядывайте!