Найти в Дзене
несокрушимая и легендарная

Ветеран, вспоминая свой затонувший танк, даже не догадывался, что он уже поднят и стал памятником танкистам Северо-Западного фронта

История танка Т-26, находящегося в настоящее время на смотровой площадке музея Северо-Западного фронта в Старой Руссе примечательна тем, что он был поднят из реки Ло́вати 23 августа 1981 года ровно через сорок лет после своей гибели. Старожилы окрестных деревень знали, что на участке реки Ло́вати между деревня́ми Кобылкино и Коро́витчино, где в августе 1941 года находилась военная переправа, на дне реки находится затонувший советский танк. Подробности того, при каких обстоятельствах он там оказался, долгое время оставались неизвестными: боевые действия различной интенсивности в районе реки Ловать велись с июля 1941 года вплоть до начала 1944-го. Местные жители неоднократно пытались поднять танк, но безуспешно. За многие годы его затянуло илом, завалило топляком сплавно́го леса. Лето 1981 года оказалось на редкость засушливым. Уровень воды в Ло́вати упал настолько, что впервые за 40 лет из воды показалась башня танка. Лучшего момента для подъёма боевой машины просто не могло быть. Медл

История танка Т-26, находящегося в настоящее время на смотровой площадке музея Северо-Западного фронта в Старой Руссе примечательна тем, что он был поднят из реки Ло́вати 23 августа 1981 года ровно через сорок лет после своей гибели.

Старожилы окрестных деревень знали, что на участке реки Ло́вати между деревня́ми Кобылкино и Коро́витчино, где в августе 1941 года находилась военная переправа, на дне реки находится затонувший советский танк.

Место, где в августе 1941 года находилась военная переправа между Кобылкино и Коровитчино. Видны сваи
Место, где в августе 1941 года находилась военная переправа между Кобылкино и Коровитчино. Видны сваи

Подробности того, при каких обстоятельствах он там оказался, долгое время оставались неизвестными: боевые действия различной интенсивности в районе реки Ловать велись с июля 1941 года вплоть до начала 1944-го.

Местные жители неоднократно пытались поднять танк, но безуспешно. За многие годы его затянуло илом, завалило топляком сплавно́го леса.

Лето 1981 года оказалось на редкость засушливым. Уровень воды в Ло́вати упал настолько, что впервые за 40 лет из воды показалась башня танка. Лучшего момента для подъёма боевой машины просто не могло быть.

На этом месте и был найден танк Т-26, ( чуть ближе поворота реки )
На этом месте и был найден танк Т-26, ( чуть ближе поворота реки )

Медлить было нельзя, поэтому местные власти и руководство совхоза «Знамя» сразу же пошли по инстанциям, чтобы получить разрешение и помощь в подъёме танка.

23 августа к девяти часам утра на место подъёма прибыли сапёры, а также связисты, потому как поблизости проходил кабель связи. Совхоз выделил два трелевочных трактора, подвезли тросы и другое оборудование, необходимое для подъема.

К месту операции стали подтягиваться местные жители, желающие своими глазами увидеть подъем танка, уже ставшего местной легендой.

Вытаскивать боевую машину решили со стороны д.Кобылкино. Водолазов не было, поэтому зацепить трос за буксирный крюк оказалось задачей не из лёгких. И хотя башня танка уже виднелась из воды, но без подводного снаряжения работать вслепую было почти невозможно. Сапёры ныряли, пробовали сделать это на ощупь, но безуспешно.

Тогда тросы завели вокруг корпуса боевой машины, стараясь закрепить их так, чтобы не повредить танк и предприняли первую попытку вытащить Т-26 на берег.

Но танк словно врос в дно Ло́вати. Натужно ревели мощные моторы, рвались натянутые как струна тросы, а река упорно не желала отдавать свою добычу. Несмотря на все усилия, сдвинуть боевую машину не удалось даже на метр. Тогда было принято решение: вытаскивать Т-26 на противоположный, восточный берег.

Только к вечеру танк смогли вытащить на берег. Из боевого отделения вымыли песок, после чего саперы извлекли боеприпасы. Экипажа в машине не оказалось, а наличие стреляных гильз в боевом отделении стало подтверждением того, что танк участвовал в боях.

-4

После реставрации танк установили на центральной усадьбе совхоза «Знамя» в Корoвитчино в память о танкистах Северо-Западного фронта. Об этом 21 мая 1983 года написала газета «Старорусская правда».

Более 20 лет танк находился в Коро́витчино, а в 2004 году было принято решение о передаче его музею Северо-Западного фронта в Старой Руссе, где он находится и поныне.

Много лет история этого танка оставалась неизвестной. Известно было лишь, что он погиб при переправе через Ло́вать. Но когда именно это произошло, долгое время оставалось загадкой. Неясным оставалось и то, какому подразделению принадлежала эта боевая машина.

Большую работу по идентификации танка проделали участники новгородского дайвинг-клуба «Аквилон». В результате изучения архивов Северо-Западного фронта, армий и частей, воевавших на реке Ловать (1941–1944), удалось выяснить: Т-26 принадлежал 110-му отдельному танковому батальону 163-й стрелковой дивизии.

Чтобы понять, как Т-26 оказался в реке, необходимо перенестись во вторую половину августа 1941 года.

12 августа 1941 года под Старой Руссой войска Северо-Западного фронта (11-я и 34-я армии) нанесли внезапный контрудар во фланг и тыл наступавшей немецкой группировки.

-7

Наступление поначалу развивалось успешно: 34-я армия прорвала оборону противника и продвинулась на 40 км. Это вынудило немецкое командование задействовать стратегические резервы, предназначенные для наступления на Ленинград, что и привело к затяжным и ожесточённым боям в районе Старой Руссы.

Уже к 19 августа обстановка резко изменилась: немецкие войска нанесли мощный удар во фланг и тыл 34-й армии. Не выдержав натиска, её части начали беспорядочный отход.

-8

Соседняя 11-я армия смогла удержать свои рубежи, однако отход 34-й армии, оголивший её левый фланг, вынудил и её начать отступление.

К вечеру 21 августа 1941 года 163-я стрелковая дивизия, входившая на тот момент в состав 34-й армии и действовавшая в районе Ба́йнова – Соколово, оказалась в полуокружении.

В ночь на 22 августа, по данным журнала боевых действий, ей удалось прорвать фронт противника и выйти из окружения. Однако в ходе боёв и ночного прорыва её подразделения были дезорганизованы и рассеяны. В ЖБД от 23 августа отмечено: «Части дивизии после выхода из боя были распылены и отдельными группами занимали оборону по р. Ре́дья».

23 августа разрозненные части 163-й дивизии, в т.ч. 110 отб, на́чали выходить к переправе в районе Кобылкино, находящейся в полосе ответственности 11-й армии. Оборону переправы обеспечивал 21-й мотострелковый полк.

На тот момент переправа уже находилась в зоне досягаемости миномётно-артиллерийского огня противника и подвергалась постоянным налётам немецкой авиации.

По данным батальонной разведки, в районе Ра́мушево немцы пытались переправиться на восточный берег Ло́вати, продвигаясь к Старому Ра́мушево. Вторая колонна продвигалась из Оже́дова в направлении Кобылкино, создавая непосредственную угрозу для переправы.

Ситуация для отступавших частей складывалась критической. В боевом донесении 21-го мсп сообщалось: «163 мсд подошла в беспорядке к переправе. Весь автотранспорт стоит ввиду застрявших: ЗИС-5 с кухней, Т-26, БА-20. Взрывчатых веществ для ликвидации переправы не имею. Прошу переправу войск прикрыть авиацией».

Из ЖБД 21-го мсп. 163 мсд подошла в беспорядке к переправе
Из ЖБД 21-го мсп. 163 мсд подошла в беспорядке к переправе

При этом рота, непосредственно оборонявшая переправу, отступила, что отрицательно сказалось на организации порядка при переправе.

Об этом стало известно из боевого донесения 21-го мсп от 24 августа:

«5 рота 2-го батальона, обороняя переправу через р. Ло́вать в районе Коро́витчино—Новоселье, 23 августа с 7:30 была обстреляна артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём, бомбардировкой и атаками пикирующих самолётов со стороны противника, понесла потери и отошла на Суто́ки».

Из ЖБД 21-го мсп. 5-я рота отошла на Сутоки
Из ЖБД 21-го мсп. 5-я рота отошла на Сутоки

Хочется отметить, что рота, занимавшая Новоселье, несмотря на огневое воздействие противника, продолжала прикрывать переправу.

В условиях стремительно ухудшающейся обстановки времени на раздумья не было: каждая минута решала судьбу подразделений, застрявших на берегу. С техникой, мешающей переправе, поступают радикально. Если устранить препятствие невозможно, ее просто сталкивают в воду. Именно так и поступили с застрявшим на переправе Т-26.

В журнале боевых действий и оперативном донесении 163-й дивизии за 26 августа записано: «В боях 15–24 августа потеряно танков Т-26 — 14 шт., из них: семь — в районе Ба́йново, шесть — в районе Кобылкино, один — утонул в реке Ло́вать».

Оперсоводка 163 сд. В боях 15–24 августа потеряно танков
Оперсоводка 163 сд. В боях 15–24 августа потеряно танков

Отметим, что больше танков-утопленников в короткой истории 110 отб не было. А переправа, в связи с отсутствием взрывчатки, так и не была уничтожена.

В августе 2016 года дайверы Новгородской областной федерации подводной деятельности обследовали район этой переправы. Они искали следы тех далёких событий, но больше ничего, что напоминало бы о трагическом августовском дне 1941 года, найти не удалось.

Тогда установить судьбу экипажа не удалось. Ответ на этот вопрос появился лишь спустя примерно семь лет, и, по сути, благодаря случаю. Более двадцати лет назад Пётр Лебедев разместил на «Народ.ру» воспоминания своего дяди-фронтовика Владимира Николаевича Баканова.

В настоящее время сайт доступен только через вебархив
В настоящее время сайт доступен только через вебархив

В 2023 году Лебедев получил письмо от человека, который, сопоставив рассказ Баканова «Танковая атака под Старой Руссой» со статьёй «История старорусского танка» (автор — А. Иванов), пришёл к выводу, что командиром танка, поднятого из Ловати в августе 1981 года, был Владимир Николаевич Баканов.

Об этом письме Пётр Лебедев рассказал в своей публикации «Экипаж машины боевой. История старорусского танка» на «Проза.ру».

В своей автобиографии Владимир Николаевич Баканов пишет: «Вскоре после начала войны часть расформировалась, и я попал в 110 отдельный танковый батальон, с которым участвовал в боях на Северо-Западном фронте; в августе месяце 1941 года был ранен и направлен в тыл.»

Повествуя об августовских событиях 41-го года у Старой Руссы, Владимир Николаевич пишет:«Моему экипажу в 1941 г. пришлось уходить последним из этого красивейшего курортного городка. Останки нашего танка Т-26, наверное, до сих пор лежат на дне глубоководной реки Ло́вати у села Ра́мушево.»

Как мы знаем, 110 отб в своей истории потерял утонувшим только один танк и, без сомнения, это Т-26 Владимира Николаевиач Баканова.

А вот что стало известно о судьбе танка и его экипажа.

В июле 1941-го в 40-ю легкотанковую бригаду, где служил Баканов, прибыл представитель для формирования команды, которой предстояло получить новую технику на ленинградских заводах.

Экипажи формировались в Ленинграде. Владимир Николаевич стал командиром танка Т-26, заряжающим – его сослуживец и одноклассник Лев Пухов, а механиком-водителем - Михаил Алексеев. Все члены экипажа были одного года призы́ва - 1939.

Получив в Ленинграде новую технику, танкисты эшелоном были отправлены в район Старой Руссы. На место назначения они прибыли в первых числах августа, что подтверждается боевым донесением 25 танкового полка 163 мсд, где сказано: «В течении дня 2 августа производится прием новой материальной части в количестве Т-26 - 20 машин, КВ- 8 машин вместе с личным составом в количестве 78 человек.»

Из ЖБД 163-й сд. В течении дня 2 августа производится прием новой материальной части
Из ЖБД 163-й сд. В течении дня 2 августа производится прием новой материальной части

На тот момент в полку было 120 «безлошадных» экипажей. Больше упоминаний о поступлении техники из Ленинграда в 25-й тп - нет.

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Ориентировочно, 11-12 августа 163 мсд стала просто стрелковой дивизией, а входящий в ее состав 25 танковый полк был переформирован. Танки КВ вошли в 87-й оттб, а легкие Т-26 сведены в 110-й отб.

А далее произошли события, о которых рассказывалось раннее. Наступление, затем отступление, переправа через Ло́вать, в ходе которой Т-26 оказался в реке. Возможно, именно тогда Владимир Николаевич получил свое первое ранение и оказался в госпитале.

О дальнейшей судьбе экипажа известно немного.

Владимир Николаевич прошел всю войну. Дважды был ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги», а в апреле 1985 года юбилейным орденом Отечественной войны I степени.

Механик-водитель Алексеев Михаил Иванович так же прошел всю войну. Награжден медалью «За Боевые заслуги». В августе 1986 года ему вручили юбилейный орден Отечественной войны I степени.

Заряжающий Лев Николаевич Пухов погиб 7 июля 1942 года.

Владимир Николаевич Баканов ушёл из жизни в 1986 году, так и не узнав, что его Т-26 был поднят из реки Лóвать 23 августа 1981 года — ровно в день годовщины своей гибели.

Мог ли танкист, идя в бой в те трагические дни августа 1941 года, предположить, что однажды его боевая машина станет памятником в честь подвига танкистов Северо-Западного фронта?

И вот ещё чем любопытен этот танк. На крыше башни сваркой наплавлена цифра «1932». Когда она появилась — в ходе реставрации или на заводе-изготовителе — остаётся только гадать.

-18

В публикации «Раритет из Старой Руссы» на страницах Живого Журнала утверждается, что этот танк - один из двух сохранившихся Т-26, выпущенных в 1934 году, а Владимир Николаевич Баканов в своих воспоминаниях утверждал, что в Ленинграде их команда получала новые Т-26.

Как известно, в феврале 1941 года завод № 174 прекратил серийное производство Т-26. С началом войны предприятие было вынуждено срочно возобновить выпуск этих машин, используя имеющийся задел узлов и агрегатов.

-19

По данным представителя военной приемки, с июня по сентябрь 1941 года, до эвакуации завода в Чкалов, было собрано 116 танков Т-26 — из них 49 в июле и 67 в августе.

Годовой отчёт завода № 174 за 1941 год (Ленинградский филиал) даёт немного иную картину: выпущено Т-26 – 47 единиц, а ещё 77 машин отремонтировано — всего 124 танка. Эта цифра близка к данным представителя военной приёмки, что позволяет предположить, что в отчёт по выпуску танков им были включены и отремонтированные машины.

Поэтому можно предположить, что Т-26, полученный Владимиром Николаевичем Бакановым в Ленинграде, мог быть собран, как вариант, из задела узлов и агрегатов, произведенных заводом в разные годы. Однако наиболее вероятно, что это был отремонтированный в июле 1941 года Т-26 выпуска 1934 года.

  • ЖБД — журнал боевых действий
  • отб — отдельный танковый батальон
  • мсп — мотострелковый полк
  • мсд — мотострелковая дивизия
  • тп — танковый полк
  • СЗФ — Северо-Западный фронт
  • КВ — «Клим Ворошилов» (тип танка)