Счёт — один из самых важных навыков, которому следует обучать дошкольника. Дело в том, что ранние математические навыки — один из самых точных предсказателей будущей успеваемости в школе. Исследования показывают: дети, которые ещё до школы уверенно оперируют количеством, сравнивают группы предметов и понимают состав числа, позже легче осваивают арифметику и логику, а эффект «добивает» аж до средней школы — то есть, до 5—6 класса.
Вот и получается, что познакомить детей знакомство с цифрами и счётом означает привить фундамент мышления, внимания и памяти, даже если с виду такое поведение кажется мелочью.
Полезно развивать и так называемое «чувство числа»: чем лучше ребёнок понимает соответствие числа и количество предметов, порядковый счёт, сравнение «больше-меньше-равно», сборку и разложению числа, тем лучше он учится математике в начальной школе.
Поэтому важность дошкольного обучения счёту трудно, почти невозможно переоценить. Но важно сделать всё правильно: дошкольник — явно не тот, кого нужно грузить учебниками и формулами. Так как подойти к вопросу правильно?
С чего начать: основы счёта в повседневной жизни
Лучший старт — вплести математику в быт. Ещё раз: на этом этапе нам не нужны учебники и занятия по звонку, только лёгкая практика.
● Первое и самое простое — считаем вслух то, что уже есть вокруг: фрукты и приборы на столе, машинки на ковре, яблоки в корзине. А ещё ступеньки везде, где ребёнок ходит самостоятельно или под руку.
● Привязываем числа к жизни. На этом этапе мы объясняем, что значат такие вещи, как этаж, номер квартиры, дата рождения, номер месяца, возраст, время на таймере. Даже год, если ребёнок проявит любопытство (например, как раз под Новый год). Любое встреченное число, которое регулярно используется в жизни ребёнка, можно и нужно объяснить. Особенно если он спрашивает сам.
● Играем в «сколько осталось?»: убрали одну игрушку из пяти — покажем, что стало четыре.
● Сравниваем группы: «Где предметов больше?», «На сколько больше?». Можно подкладывать фишки или наклейки. Можно вознаграждать за правильные ответы (и просить считать полученные ачивки).
● Говорим языком количества: «у тебя две синие и одна зелёная наклейка — вместе три». Так формируется понимание состава числа.
Такие обучалки должны идти короткими эпизодами, всего по 5–10 минут, но регулярно. Повторим: лучше давать информацию часто и по чуть-чуть, чем превращать всё в один скучный «урок» раз в неделю.
Проверенные методики обучения счёту для малышей
Монтессори. Ребёнок работает с конкретными материалами: палочки, бусины, шершавые цифры, бусинные лестницы. Подход Монтессори состоит в том, что сначала мы даём ребёнку ощутить и увидеть количество предметов, а уже потом — перейти к символам. Получается путь «от конкретного к абстрактному», который не просто снимает страх перед цифрами, а даже не даёт ему появиться. А заодно помогает детям с разным темпом усвоения информации. Дома можно заменить фирменные материалы на счётные палочки, фасоль и карточки с цифрами.
Принципы Зайцева. Базовая идея — ритм, многоканальность и сборка представления о числе через игру. Ребёнок осваивает математику и телом, и слухом, и глазами, и руками одновременно: хлопает, шагает, перекладывает, пропевает. За счёт ритма и движения включается моторная и слуховая память, и получается, что число «чувствуется», а не зубрится. Материал подаётся крупными блоками: десяток — как отдельная «единица счёта», которую можно «разменять» на 10 по единице и собрать обратно. Важны повторяемые паттерны: стук — шаг — слово — карточка — число, и обратно.
Игровые техники (КРА-подход). Модель Конкретное–Репрезентативное–Абстрактное очень похожа на принципы Зайцева и легко с ними сочетается. Вот как это работает:
1. Конкретное: считаем реальные предметы (пуговицы, крышечки);
2. Репрезентативное: переходим к картинкам, схемам, наклейкам;
3. Абстрактное: только потом записываем цифры и примеры.
Такой «мостик» ускоряет переход от счёта к арифметике и снижает количество ошибок.
Что объединяет подходы? Все они движутся «от количества к символу», дают свободу пробовать, а также используют много наглядности и рук. И все они сочетаемы друг с другом.
Игры, которые превратят обучение в удовольствие
Лото с числами. Вместо обычных картинок в таком лото используются карточки с точками/палочками и цифрами. Задача — найти пару «количество ↔ цифра».
«Съедобное — несъедобное» с числами. Ведущий называет число, ребёнок ловит мяч или лакомство, только если оно удовлетворяет условию. Например, если число чётное, больше пяти, на один больше, чем на карточке в руке. Меняя правило, мы тренируем сравнение и классификацию.
Прятки с подсчётом. Звучит банально, но даже счёт до 10/20, чтобы все успели спрятаться — это уже практика. Можно добавлять задания: «пока считаешь до 20, хлопни на 10».
Маршрут из шагов. Построить «дорогу» из 8 шагов до приза (или игрушки), а потом сократить на 2 или увеличить. Видим на практике: было 8, стало 6 или 10.
Конструктор «состав числа». Берём кубики двух цветов и собираем «всё про число 7»: 1+6, 2+5, 3+4. Фотографируем «рецепты» и возвращаемся к ним позже.
Сюжетные магазины. Создайте ценники от 1–9 игровых рублей и выдайте ребёнку, кошелёк с жетонами. И играем с ним в магазин. Например, покупаем «яблоко за 4» двумя монетами «2 и 2», или «3 и 1». Если комбинация не складывается, знакомим ребёнка с принципом сдачи. Так игра укрепляет идею обмена и остатка.
Бинго «больше/меньше». На карточках — разные количества. Ведущий поднимает табличку «>5». Игроки закрывают подходящие клетки.
Современные помощники: лучшие тренажёры и приложения
Цифровые занятия хорошо работают как короткая ежедневная практика и «подсвечивают» слабые места. Вот несколько приложений, которые могут помочь в освоении счёта.
● Khan Academy Kids (iOS/Android). Это бесплатные мини-курсы ранней математики: счёт, сравнение, порядковые числа, простые задачи. Контент «растёт» вместе с ребёнком. И кстати, в приложении нет рекламы.
● Сказбука (iOS/Android). Одно из самых популярных приложений для развития малышей. Состоит из сотен мини-игр, которые в том числе учат детей считать.
● DragonBox Numbers/Kahoot! Numbers (iOS/Android). «Нумсы» — персонажи-числа, с которыми ребёнок соединяет/делит количества и понимает состав числа «руками», а не зубрёжкой.
● Фиксики. Математика для детей (Android). Знаменитый мультик в виде обучающих игр, которые знакомят ребенка с цифрами, обучают математике в анимированной форме.
Как выбирать приложение? Ориентируйтесь на возраст и «болевую точку». Что не работает (узнавание цифр, сравнение, состав числа), то и выбирайте. А ещё проверяйте наличие офлайн-режима и отсутствие навязчивой рекламы.
Дозируйте экранное время. Помните, что мобильные приложения существуют не вместо игры, а как дополнение. Оптимальный режим — 10–15 минут в день, после «конкретных» игр с реальными предметами.
Как не отбить интерес к математике?
● Не спешите. Нормально, если в 4–5 лет ребёнок путает порядок чисел, «пересчитывает лишнее», или путается со сравнением чисел. Куда важнее понимание количества, чем скорость.
● Не ругайте за ошибки. Ошибка — это часть пути. Чем ругать, лучше переформулировать задачу, вернуться на шаг назад (к предметам или картинкам), попробовать другой метод. С первого раза ничего почти ни у кого не получается, об этом полезно помнить
● Хвалите процесс. Например, «Здорово, ты нашёл два способа получить семь!». Так вы сохраните фокус на стратегии, а не на «правильно/неправильно».
● Чередуйте форматы. Например, 5 минут лото → 5 минут подвижной игры → 10 минут приложения. Смена активности — хороший способ держать внимание и снижать усталость.
● Говорите вслух про обыденные вещи «математическим языком». Например, «у нас было пять печенек, две съели, осталось три». Так ребёнок закрепляет операции в речи.
● Создайте «среду». Коробка со счётными мелочами (пуговицы, фасоль), карточки с точками, кубики для «состава числа», песочные часы на 2–3 минуты — всё это помогает незаметно для самого ребёнка и бесшовно для вас запоминать цифры.
Итог
Научить ребёнка считать — это попытка осмысленно познакомить ребёнка с цифрами и количествами в реальной жизни, дать много наглядности и чуть-чуть регулярной практики. В этом вам гораздо больше помогут простые бытовые ритуалы, классические методики (Монтессори, Зайцев, CRA) и современные тренажёры, чем зубрёжка за тетрадкой и скучные диктанты. Добавьте доброжелательность, ритм и игру — и математика станет частью ежедневной рутины, а не поводом для слёз.