Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Кей Сейдж. Художница, жена художника

Имя Кей Сейдж редко встречается рядом с громкими именами сюрреализма — Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Ива Танги. А между тем, именно ей принадлежит один из самых узнаваемых женских голосов в этом движении — холодный, архитектурный, исполненный внутреннего напряжения. Её картины — словно города будущего, оставленные людьми. На горизонте — ожидание, тишина и тревога. Кей Сейдж писала одиночество, и в этом была её сила. Кэтрин Линн Сейдж родилась в 1898 году в пригороде Альбани, штат Нью-Йорк, в обеспеченной семье. Её отец был членом законодательного собрания штата, а позже пять сроков был сенатором штата. К сожалению, семейная жизнь ее отца и матери не сложилась. Вскоре после рождения Кэтрин мать ушла от мужа, оставив ему старшую дочь. Вместе с Кэтрин переехала в Европу, между тем, получая содержание от бывшего мужа. Маленькая Кей много путешествовала в детстве, что развило в ней широкий художественный вкус и непреодолимое чувство свободы. С самых юных лет она говорила на многих языках.

Имя Кей Сейдж редко встречается рядом с громкими именами сюрреализма — Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Ива Танги. А между тем, именно ей принадлежит один из самых узнаваемых женских голосов в этом движении — холодный, архитектурный, исполненный внутреннего напряжения.

Её картины — словно города будущего, оставленные людьми. На горизонте — ожидание, тишина и тревога. Кей Сейдж писала одиночество, и в этом была её сила.

Кей Сейдж. Фото 1922 года
Кей Сейдж. Фото 1922 года

Кэтрин Линн Сейдж родилась в 1898 году в пригороде Альбани, штат Нью-Йорк, в обеспеченной семье. Её отец был членом законодательного собрания штата, а позже пять сроков был сенатором штата.

К сожалению, семейная жизнь ее отца и матери не сложилась. Вскоре после рождения Кэтрин мать ушла от мужа, оставив ему старшую дочь. Вместе с Кэтрин переехала в Европу, между тем, получая содержание от бывшего мужа.

Маленькая Кей много путешествовала в детстве, что развило в ней широкий художественный вкус и непреодолимое чувство свободы. С самых юных лет она говорила на многих языках.

Она начала рисовать и писать стихи ещё в школе. Однако её осознанный творческий путь начался в Риме. Она изучала живопись в Школе изящных искусств.

В Риме Кей встретила итальянского принца Раньери ди Сан Фаустино и влюбилась в него.Они поженились в 1925 году. В течение десяти лет пара вела праздную жизнь итальянского высшего класса, которую Сейдж позже описывала как "застойное болото".

Хотя этот брак дал ей титул и обеспечил участие в светской жизни Рима и Италии, однако повлиял на её художественную активность - именно в этот период она почти не занималась живописью.

Они прожили вместе десять лет, но Кей все больше уставала от роскошной жизни. Наконец она не выдержала и оставила мужа.

Кей Сейдж переехала в Париж в 1937 году и сняла там роскошную квартиру. Посещение в 1938 году Международной выставки сюрреалистов круто изменило жизнь художницы. Особенно ее поразили картины Джорджо де Кирико, который стал для нее кумиром.

Послесловие, 1937. Частная коллекция
Послесловие, 1937. Частная коллекция

Кей Сейдж поняла, что она хочет писать. И уже осенью 1938 года она представила шесть своих масляных картин на выставке "Салон независимых".

Немного позже, 1938, Частная коллекция
Немного позже, 1938, Частная коллекция
Этим утром, 1939.Частная коллекция
Этим утром, 1939.Частная коллекция

Именно там ее работы впервые увидел один из ведущих представителей парижского сюрреализма Ив Танги. Он был поражен ими, еще ничего не зная о художнике, создавшим их.

Андре Бретон, основоположник и теоретик сюрреализма, вообще посчитал, что их написал мужчина. Даже когда раскрылось имя, презрение Андре Бретона к художницам не позволяли ему принять художественный талант Кей Сейдж. То, что она писала как мужчина, не имело значения. Он так и не признал её сюрреалисткой.

Я иду без эха, 1940, Частная коллекция
Я иду без эха, 1940, Частная коллекция

Ив Танги же, напротив, влюбился в неё – окончательно и бесповоротно. Их связь сохранится навсегда.

Ив Танги был в то время женат. Но он развелся, чтобы соединиться с Кей Сейдж.

С началом Второй мировой войны Сейдж и Танги, как и многие сюрреалисты, покинули Европу, перебравшись в Америку.

Палец в пустыне, 1940. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Палец в пустыне, 1940. Национальная галерея искусств. Вашингтон

Опасность. Строительство впереди. 1940. Частная коллекция
Опасность. Строительство впереди. 1940. Частная коллекция

Без названия, 1941. Музей Дэвиса, Уэллсли, США
Без названия, 1941. Музей Дэвиса, Уэллсли, США

Они поселились в. городе Вудбери, штат Коннектикут. Их дом стал не только местом творчества двух талантливых людей. но и местом встречи художников.

Хотя работы Кей Сейдж имели прочную репутацию среди художественных критиков, принимали участие в крупных выставках, ей было трудно выйти из тени более известного Танги. Долгие годы её и воспринимали прежде всего как "жену Танги". Но сегодня исследователи говорят, что в их паре именно Кэй Сейдж обладала большей внутренней дисциплиной и концептуальностью.

Полуночная улица , 1944. Музей современного искусства Сан-Франциско
Полуночная улица , 1944. Музей современного искусства Сан-Франциско
Я видел три города, 1944. Музей искусств Принстонского университета
Я видел три города, 1944. Музей искусств Принстонского университета

Другие ответы, 1945
Другие ответы, 1945
Караваны скворцов, 1948. Музеи изящных искусств Сан-Франциско
Караваны скворцов, 1948. Музеи изящных искусств Сан-Франциско
Мгновение, 1949. Музей Мэттатак, Уотербери
Мгновение, 1949. Музей Мэттатак, Уотербери

Семейную жизнь двух талантливых художников нельзя назвать безоблачной. Сама Кей Сейдж была дамой вспыльчивой, свободолюбивой, порой резкой. За это она не нравилась людям.

Для Танги же жизнь в сельской местности была одинокой и невыносимой. В отличие от жены-одиночки, он любил общество. Он стал меньше времени посвящать живописи и больше пить, что в итоге привело к регулярному пьянству и агрессии. Он оскорблял и унижал Кей Сейдж в присутствии их друзей. Имеются свидетельства о его жестоком обращении с ней, его возмутительном поведении и её молчаливом поведении.

Очертания тишины, 1950. Частная коллекция
Очертания тишины, 1950. Частная коллекция

Третий абзац, 1953. Частная коллекция
Третий абзац, 1953. Частная коллекция

Дневник фокусника, 1955
Дневник фокусника, 1955
Птица в комнате, 1955. Музей искусств Кливленда
Птица в комнате, 1955. Музей искусств Кливленда
Завтра никогда не наступит, 1955. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Завтра никогда не наступит, 1955. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Приход, 1956. Частная коллекция
Приход, 1956. Частная коллекция

Она развелась с принцем, потому что её творческий потенциал был ограничен в их браке, но не могла уйти от Танги, несмотря на то, что он обращался с ней подобным образом. Она считала его любовью всей своей жизни и своим главным вдохновением.

Ив Танги умер от алкоголизмав в 1955 году, упав с кровати и ударившись головой. Ему было всего 55 лет.

После его смерти для Кей Сейдж завтрашний день уже не существовал. Первая попытка покончить с собой, приняв большую дозу таблеток, провалилась. Сейдж почти перестаёт писать. Её зрение ухудшается, а картины становятся всё более лаконичными, почти монохромными. В последние годы она создаёт коллажи и пишет стихи — мрачные, но удивительно точные.

Завтра дуют юго-западные ветры , 1957. Галерея Вайнштейна, Сан-Франциско
Завтра дуют юго-западные ветры , 1957. Галерея Вайнштейна, Сан-Франциско
Красный — не яркий цвет в темноте , 1958. Галерея Вайнштейна, Сан-Франциско
Красный — не яркий цвет в темноте , 1958. Галерея Вайнштейна, Сан-Франциско
Мир Почему?, 1958. Частная коллекция
Мир Почему?, 1958. Частная коллекция
Наблюдая за часами, 1958. МОМА, Нью-Йорк
Наблюдая за часами, 1958. МОМА, Нью-Йорк

Через восемь лет после смерти мужа в январе 1963 года Кэй Сейдж выстрелила себе в сердце. Ей было 65 лет.

В предсмертной записке она написала: "Первая картина Ива, которую я увидела до того, как познакомилась с ним, называлась „ Я жду тебя “. Я пришла. Теперь он снова ждёт меня — я в пути".

Сегодня Кэй Сейдж возвращают в контекст мирового искусства. Музеи проводят ретроспективы, исследователи называют её "архитектором внутреннего пространства".

Ее картины - это пространства ожидания: серые небеса, драпировки, лестницы, каркасы. Фигур почти нет — вместо них стоят колонны и башни, напоминающие то ли строительные леса, то ли кости вымершего города.

Кэй Сейдж доказала, что быть женой художника — не то же самое, что быть тенью.

Музеи
137 тыс интересуются