На побережье финского озера Йовеси расположена скала Астувансалми, известная благодаря крупнейшему в Скандинавии собранию наскальных рисунков. Около пяти тысяч лет назад древние люди нанесли на ее поверхность охрой примерно восемьдесят изображений, включая знаменитого лося. Однако недавние исследования показали, что на скале существуют и другие рисунки, до сих пор остававшиеся невидимыми для глаз.
Новые технологии раскрывают тайны
Это открытие стало возможным благодаря работе исследователей из Университета Восточной Финляндии, которые применили современные технологии для изучения скалы. Изображения, ранее скрытые под слоем мха и поврежденные эрозией, теперь становятся видимыми на цифровых экранах. Как сообщает Arkeonews, координатор проекта Вейкко Миеттинен пояснил, что для визуализации применяются гиперспектральные камеры, способные различать сотни оттенков красного. По его словам, даже если обычный глаз видит десятки тонов охры, специальные датчики улавливают мельчайшие отличия в составе пигмента.
Цифровой двойник древности
Данный метод позволяет не просто сделать фотографии, а фактически устранить влияние времени. Ученые работают над созданием цифрового двойника Астувансалми — это объемная модель, которая составляется из тысяч снимков, сканов и спектральных данных. Эта виртуальная скала будет храниться в облачном сервисе, что сделает ее доступной для исследователей по всему миру. Для фиксации мельчайших неровностей камня используется специальное оборудование, включая 3D-сканеры и систему из нескольких камер. Технологии трехмерного рендеринга помогают точно установить места нанесения пигмента и даже реконструировать исторический пейзаж. Предполагается, что во времена создания рисунков уровень воды в озерной системе Сайма был выше, и художники могли работать, находясь в лодках или стоя на льду.
Сохранение наследия
К работе также привлекли специалистов в области машинного обучения. Искусственный интеллект тренируют для распознавания стандартных образов, таких как лоси, лодки и человеческие фигуры, и для их сравнения с петроглифами из других мест, например, из норвежской Альты или с Кольского полуострова. При этом археологи отмечают, что технологии являются лишь инструментом, а окончательная интерпретация символов остается за человеком. Перед учеными стоят две главные задачи: обнаружение новых изображений и сохранение этого уязвимого наследия. Поскольку ветер, мороз и вода постепенно разрушают скалу, цифровая копия является необходимостью для предотвращения полной утраты рисунков.
Виртуальное погружение в прошлое
Подобные подходы уже находят применение в музейной практике. В Мурманском областном краеведческом музее, например, посетители могут изучать древние наскальные рисунки с помощью виртуальной реальности, погружаясь в воссозданные миры прошлого. Финские исследователи намерены создать аналогичный проект для Астувансалми. Их цель — предоставить каждому возможность увидеть наскальные изображения в том виде, в каком их создавали древние художники, обеспечив эффект полного погружения.