22 октября 2025 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 1026190-8, предложив свои поправки. Если законопроект будет принят, поправки вступят в силу с 01.01.2026.
Рассмотрим некоторые наиболее важные изменения.
→ Налоговое администрирование
1. Если срок уплаты налога выпадает на выходной, нерабочий праздничный день, то днем окончания срока уплаты налога считается предшествующий рабочий день. То есть налоги необходимо будет платить раньше (иначе – пени).
2. Документы, подаваемые через Личный кабинет налогоплательщика физического лица, должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью.
3. Выемку документов налоговые органы смогут проводить не только в рамках налоговых проверок, но и налогового мониторинга и при рассмотрении материалов налоговой проверки. При этом по итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении Госдума предложила распространить такие полномочия проверяющих только на стадию дополнительных мероприятий налогового контроля.
4. Предлагается ввести экстерриториальный порядок обжалования актов налоговых органов.
5. Задолженность по уплате налога предлагается взыскивать с правопреемника организации.
6. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен не только трехлетний период, предшествовавший вынесению решения о проведении проверки, но и те налоговые периоды года, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки, завершившиеся до даты вынесения такого решения. Например, при назначении выездной проверки в декабре 2025 года, могут быть проверены периоды 2022, 2023, 2024 года и 1, 2, 3 кварталы 2025 года (например, по НДС).
7. Осмотр налоговыми органами помещений налогоплательщика может производиться не только при проведении налоговой проверки и налогового мониторинга, но и при рассмотрении материалов налоговой проверки.
8. Рассмотрение материалов налоговой проверки возможно с использованием видеоконференц-связи.
9. Дополнен перечень действий, которые налоговые органы вправе предпринимать в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля: осмотр территорий, помещений, документов и предметов, выемка документов и предметов.
→ Общие положения налогового законодательства
10. Предлагается не списывать задолженность по всем налоговым обязательствам умершего физического лица в случае, если в отношении него возбуждено дело о банкротстве. В случае смерти гражданина или признания его умершим задолженность по имущественным налогам признается безнадежной к взысканию только в размере, превышающем его наследственное имущество, по иным налогам – в полном размере. При этом в случае поступления информации о факте наследования имущества налоговая задолженность подлежит восстановлению в течение 3 лет со дня «такого поступления». По результатам первого чтения Госдума раскритиковала данное положение и потребовала дополнительного обоснования.
11. Отсрочка, рассрочка по уплате налога, инвестиционный налоговый кредит не предоставляются, если в отношении налогоплательщика имеется решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности (даже не вступившее в силу) или акт налоговой проверки с указанием суммы недоимки, пени и штрафа, превышающей 10 % от суммы, указанной в заявлении о предоставлении отсрочки, рассрочки или более 100 000 рублей. Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит не предоставляются, если осуществляется производство по делу об административном правонарушении в области налогов.
12. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок до 10 лет (сейчас – до 5 лет).
13. В случае перечисления денежных средств в счет исполнения налоговой обязанности другого налогоплательщика в отсутствие такой обязанности сумма образовавшегося после такого перечисления положительного сальдо ЕНС возвращается на открытый счет в банке, с которого было осуществлено такое перечисление.
14. Организации вправе воспользоваться процедурой налогового мониторинга при соблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных п. 3 ст. 105.26 НК РФ (сейчас необходимо выполнить все предложенные условия).
15. Размер штрафа за налоговое правонарушение может быть уменьшен не более чем в 10 раз по сравнению с размером, установленным статьей НК РФ (сейчас в НК РФ таких ограничений не установлено).
→ НДС, акцизы
16. Общая налоговая ставка по НДС увеличивается с 20 % до 22 %.
17. Снижен порог доходов с 60 млн рублей до 10 млн рублей, при достижении которого у налогоплательщика, применяющего УСН, возникает обязанность по уплате НДС.
18. Реализация услуг, связанных с обслуживанием банковских карт, облагается НДС (сейчас такие услуги освобождаются от НДС).
19. Увеличивается расчетная налоговая ставка по НДС при продаже предприятия как имущественного комплекса с 16,67 % до 18,03 %.
20. Увеличены налоговые ставки по акцизам.
→ НДФЛ
21. Освобождены от НДФЛ доходы в виде возмещения стоимости утраченного имущества, но не более его рыночной стоимости, и (или) расходов, которые произведены или должны быть произведены налогоплательщиком на восстановление имущества, выплаченные лицом, по вине которого утрачено и (или) требует восстановления имущество.
22. Для освобождения доходов от реализации недвижимого и иного имущества от НДФЛ в связи с давностью владения необходимо непрерывное владение данным имуществом в пределах минимального срока (5 лет или в некоторых случаях 3 года). Налоговая льгота не распространяется на лиц, имевших в течение налогового периода статус иностранного агента.
23. Доходы граждан – налоговых резидентов РФ от продажи долей участия в уставном капитале российских организаций освобождаются от НДФЛ при наличии двух условий: эти доли, акции составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 % активов которых, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, и на дату реализации таких долей, акций они непрерывно принадлежали налогоплательщику более 5 лет.
24. Для доходов физических лиц, имевших в течение хотя бы одного дня налогового периода, в котором получен соответствующий доход, статус иностранного агента, применяется ставка 30 %.
→ Налог на прибыль организаций
25. Льготные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций не применяются к налогоплательщикам, которые имели на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода статус иностранного агента или в уставном капитале которых прямо и (или) косвенно участвуют лица, имевшие на эту дату статус иностранного агента и доля такого участия на указанную дату составляла совокупно не менее 10 %.
26. Налоговая декларация по налогу на прибыль подается по месту нахождения организации (сейчас требуется подавать декларацию также по месту нахождения каждого обособленного подразделения).
→ Водный налог
27. Налоговые ставки по водному налогу применяются с коэффициентом 4,65 и подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный
на соответствующий календарный год.
→ Госпошлина
28. Устанавливается госпошлина за внесение сведений об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке, в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Размер госпошлины устанавливается Правительством РФ. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Госдума обоснованно раскритиковала данное положение и потребовала дополнительного обоснования. В частности, указано, что все элементы налогообложения должны устанавливаться НК РФ, но не Правительством РФ.
→ УСН
29. Для оценки стоимости основных средств в целях применения УСН используется не остаточная, а балансовая стоимость.
30. Льготные налоговые ставки по УСН устанавливаются для налогоплательщиков, осуществляющих определяемые Правительством РФ отдельные виды экономической деятельности и отвечающих критериям, установленным Правительством РФ (сейчас ограничений по видам деятельности и критериям нет).
→ Патентная система налогообложения
31. Патентная система налогообложения не применяется в отношении деятельности по оказанию ИП автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, розничной торговли через объекты стационарной торговой сети.
32. Право на применение патентной системы налогообложения утрачивается при превышении суммы доходов от реализации 10 млн рублей (сейчас – 60 млн рублей).
→ Транспортный налог
33. Уточнен перечень налоговых льгот по транспортному налогу (освобождение предоставляется ветеранам боевых действий, лицам, принимающим участие в СВО и др.).
34. Изменены сроки уплаты транспортного налога для организаций: налог уплачивается не позднее 28 марта, авансовые платежи – не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
→ Налог на имущество организаций
35. Изменены сроки уплаты налога на имущество организаций (для российский организаций в отношении кадастровых объектов): не позднее 28 марта, авансовые платежи – не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
→ Земельный налог
36. Уточнен перечень налоговых льгот по земельному налогу (освобождение предоставляется лицам, принимающим участие в СВО, членам их семей и др.).
37. Земельный налог, подлежащий уплате организациями, налог на имущество организаций (по кадастровым объектам) исчисляет налоговый орган. Организации уплачивают земельный налог и налог на имущество на основании сообщения об исчисленной сумме налога, направляемого налоговым органом.
38. Изменены сроки уплаты земельного налога организациями: не позднее 28 марта, авансовые платежи - не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
→ Налог на игорный бизнес
39. Налог на игорный бизнес – федеральный налог (сейчас относится к региональным). При этом предлагается значительное повышение ставок по этому налогу.
→ Страховые взносы
40. Повышение льготных тарифов страховых взносов (ст. 427 НК РФ).
41. Предлагается отраслевое предоставление льгот.
По результатам первого чтения Госдума обратила внимание, что условия налогообложения, предусмотренные специальным налоговым режимом «Налог на профессиональный доход», остаются неизменными.
К чему готовиться в более отдаленной перспективе (тенденции налоговой политики)?
- к отмене льгот по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных;
- к поэтапному переходу налогоплательщиков, применяющих УСН, на общий режим налогообложения (с уплатой НДС по общим ставкам);
- к расширению комплекса мер по пресечению возможностей ухода от уплаты налогов, в том числе посредством дробления бизнеса.
Если Вам нужна консультация, помощь в сопровождении налоговой проверки, рада помочь: 8-982-722-20-28, mungalova98@mail.ru
Telegram-канал: https://t.me/aboutthetax