В 2024 году в издательстве Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге вышла коллективная монография «Валентин Распутин: pro et contra, антология. Современные аспекты исследования».
Книга стала частью триады, посвященной писателям-традиционалистам: Валентину Распутину, Виктору Астафьеву, Василию Шукшину, – в книжной серии «Русский путь», которую курирует РХГА им. Ф.М. Достоевского. На сегодня число томов серии перешагнуло планку в две сотни.
«Валентин Распутин: pro et contra», «Василий Шукшин: pro et contra», «Виктор Астафьев: pro et contra» – эти книги стали результатом научного исследования, выполняемого за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408 (https://rscf.ru/project/23-18-00408/), на тему «“Деревенская проза” как феномен русской культуры: идеология, поэтика, авторская мифология». Исполнителями, участниками, авторами работ стали литературоведы, философы, культурологи из крупных академических институтов, ведущих университетов России и Европы, огромный вклад в создание книг внесли Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Иркутский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский государственный педагогический университет.
5 сентября 2025 года в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России» в отделе «Музей В.Г. Распутина» состоялась презентация коллективной монографии «Валентин Распутин: pro et contra, антология. Современные аспекты исследования».
О создании и структуре книги рассказали доктор филологических наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии им. В.М. Достоевского, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Н.В. Ковтун (руководитель гранта, научный редактор и составитель коллективной монографии) и кандидат филологических наук, заведующий кафедрой новейшей русской литературы Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета Ю.М. Брюханова (ответственный редактор).
По словам Н.В. Ковтун, монография «Валентин Распутин: pro et contra, антология. Современные аспекты исследования» состоит из пяти частей. Первый раздел Художественное сознание Валентина Распутина посвящен концептуальному анализу миропонимания и эстетики писателя, как их видели исследователи различных научных школ, подходов, культур. Это дает возможность подумать над идентификацией образа и наследия мастера (нравственник, утопист, метафизик, эколог, визионер), сочетающего в текстах очевидную назидательность, дидактизм и богатство внутреннего мира, глубину метафизических смыслов.
Второй раздел Многомерность характеров: богатырки, юродивые, трикстеры… позволяет проследить динамику художественного мира В. Распутина, движение от избранных патриархальных героев, обживающих пределы крестьянской ойкумены, до плутов и трикстеров, которые принципиально не укоренены, всегда открыты переменам, их дом – дорога. Поздний Распутин вослед современной литературе в целом демонстрирует переосмысление отношений между поколениями, эпохами, Богом и человеком… Его проза уходит от непреложности, назидательности классических текстов, однозначности понимания добра и зла в зону неопределенности, но не снимает с героя ответственности за сделанный им выбор в истории.
Третий раздел Диалог художественных систем позволяет показать своеобразие идей, поэтики мастера в сравнении с опытом других писателей-классиков (Ф. Достоевского, Б. Зайцева, А. Платонова) и современников. Последние могут быть как вполне родственного миропонимания (А. Вампилов, А. Антипин), так и оспаривать многие положения авторской идеи, эстетики, подобно Р. Сенчину. Интересен опыт подчеркнутого ученичества В. Распутина у Ф. Достоевского, Б. Зайцева, степень его влияния на современников и художников следующего поколения. Главная идея раздела связана с размышлением о судьбе наследия В. Распутина в актуальной словесности, о том, как его Слово отзывается среди близких и дальних…
Четвертый раздел Распутин в границах «других миров» принципиально важен, особенно с учетом острозлободневного дискурса об отмене, пересмотре значения русской литературы. Эта часть монографии содержит работы о превратностях перевода, интерпретации текстов писателя в границах французской, испанской, сербской, китайской, белорусской и других европейских культур. Под «другими мирами» мы понимаем также метаморфозы словесного творчества в драматургии и музееведении.
Итоговый раздел Распутин: полемический контекст творчества стоил создателям монографии многих дискуссий и споров. Известны предельно резкие высказывания в адрес мастера, пристрастная критика его идеологии, выступлений, публицистики. Авторам хотелось сосредоточить внимание не на оценочных суждениях, не на отдельных болезненных аспектах философии творчества (еврейский вопрос), но на анализе эстетики, художественного языка. В разделе представлены аналитические работы о связи В. Распутина с утопией славянофилов, о прогностическом потенциале его прозы, об обреченности патриархальных героев и недоверии к будущему, о том, что просчеты «деревенской прозы» способны сказать о ее авторах никак не меньше, чем ставшие классическими тексты. Все это открывает проблемное поле отношений В. Распутина со своим временем, народом и судьбой, окрашенное глубочайшим трагизмом, почти монашеским смирением.
Серия чрезвычайно популярна, феномен представителей «деревенской прозы» второй половины XX века вызывает живой интерес у филологов, литературоведов, читателей, тираж книги ограничен, книга сразу же стала библиографической редкостью. Авторы-составители постарались, чтобы книга в первую очередь попала в крупные библиотеки страны.