В середине 1960-х годов по просёлочным дорогам Советского Союза, по таёжным тропам, пустынным просторам Средней Азии и заснеженным уральским перевалам уверенно начал продираться туда, куда ему нужно, колоритного вида грузовик. У новой машины была приземистая кабина прямо над двигателем и характерный брезентовый тент над кузовом, под который можно было упрятать хоть отделение солдат, хоть приличное количество груза. Его называли просто - «Шишига».
За этим прозвищем, образованным от цифрового обозначения модели, как вы уже поняли, скрывался ГАЗ-66 - среднетоннажный полноприводный автомобиль, ставший символом надёжности, проходимости и универсальности. Более 965 тысяч экземпляров, выпущенных с 1964 по 1999 год, прошли через армейские части, колхозные поля, стройки и научные экспедиции.
Сегодня, спустя десятилетия после завершения серийного производства, ГАЗ-66 продолжает служить - от модернизированных версий в Узбекистане до бронированных машин в Киргизии. Да и буквально в каждом селе всё ещё можно найти одну или несколько «Шишиг». Ибо ресурс и модернизационный потенциал у грузовика таковы, что на нём вполне себе можно скоротать и ядерную зиму.
История создания и серийное производство
Разработка ГАЗ-66 началась в 1957 году на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Первые опытные образцы оснащались V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗМЗ-66 и прекрасно показали себя на любых проверках. Однако серийное производство было отложено из-за отсутствия подходящего мотора промышленного выпуска. Лишь в июле 1964 года, с решением этой проблемы и наращиванием мощностей, автомобиль пошёл в массовое производство.
Следует упомянуть имена и фамилии главных героев. Просто ради честности повествования. Главным конструктором проекта выступил А. Д. Просвирнин, ведущим конструктором - Р. Г. Заворотный. Дизайн кабины разработали Л. М. Еремеев и Б. Б. Лебедев. Да-да - у кабины были дизайнеры. И не стоит над этим смеяться!
ГАЗ-66 стал третьим поколением полноприводных грузовиков завода после ГАЗ-ААА (1930-е) и ГАЗ-63 (1940–1960-е). И, наверное, самым прорывным и успешным поколением, ибо в 1966 году модель получила Золотую медаль на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве, а в 1967-м — аналогичную награду на международной ярмарке в Лейпциге. В апреле 1969 года ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, удостоенным государственного Знака качества.
Производство продолжалось до 1 июля 1999 года. Помимо Горького (с 1990 года — Нижний Новгород), сборка осуществлялась на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ). И почти миллион экземпляров - лучшее отражение потребности всех структур: от Армии до сельского хозяйства, в этой машине!
Конструктивные особенности и технические параметры
ГАЗ-66 - грузовик с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2000 кг, кабиной над двигателем и бортовой платформой или шасси под специальное оборудование. Его проходимость обеспечивалась комплексом решений:
- Кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы переднего и заднего мостов;
- Централизованная система регулирования давления в шинах (введена серийно с 1968 года);
- Короткая колёсная база - 3300 мм;
- Высокий дорожный просвет - 315 мм;
- Шины на дисках, позволяющие быстро изменять давление в диапазоне 0,5–3 кг/см²;
- Лебёдка в переднем бампере (на моделях с соответствующей комплектацией).
Автомобиль оснащался бензиновыми двигателями семейства ЗМЗ: ЗМЗ-511, ЗМЗ-513.10, а также дизелями ГАЗ-542.10 и ГАЗ-5441 (турбированный, 116 л.с.) на поздних модификациях. Трансмиссия - механическая, 4- или 5-ступенчатая, с двухступенчатой раздаточной коробкой. На 4-ступенчатых версиях синхронизаторы установлены на 3-й и 4-й передачах.
Массогабаритные характеристики:
- Длина: 5655 мм;
- Ширина: 2342 мм;
- Высота: 2440 мм (2520 мм по тенту);
- Полная масса: 5940 кг;
- Объём топливных баков: 2×105 л;
- Радиус поворота: 9,5 м;
- Глубина преодолеваемого брода: 0,8 м.
Кабина откидывается вперёд для доступа к двигателю. Рулевое управление с гидроусилителем. Тормозная система гидравлическая, раздельная, с вакуумным усилителем. Для отдыха водителя предусматривалась съёмная брезентовая койка-гамак.
Модификации и специальные версии
ГАЗ-66 стал основой для сотен специализированных машин. Среди наиболее известных:
ГАЗ-66-01/02/04/05 - базовые версии с централизованной системой подкачки шин и, в некоторых случаях, лебёдкой или экранированным электрооборудованием (для устойчивости к ЭМИ при ядерном взрыве);
ГАЗ-66-11/12/14/15 - модернизированные модели 1985–1999 гг. с обновлённой светотехникой и улучшенной эргономикой;
ГАЗ-66-16 - опытная версия 1991–1993 гг. с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными односкатными колёсами и грузоподъёмностью 2,3 т;
ГАЗ-66-21/22 - народнохозяйственные версии с двойными задними шинами и деревянной платформой от ГАЗ-53, грузоподъёмностью до 3,5 т;
ГАЗ-66-40/41 - дизельные варианты с двигателями ГАЗ-5441 (116 л.с.) и ГАЗ-544.10 (85 л.с.);
ГАЗ-66-96 - шасси для вахтовых автобусов;
ГАЗ-66МБ - капотная версия с дизелем ЯМЗ-534, впервые представлена на форуме «Армия-2023».
Экспортные модификации имели индексы -50/-51/-52 (тропический климат) и -70/-71/-72 (умеренный климат), а также -61/-62/-64/-65 и -81/-82/-84/-85 для поздних серий.
Применение в армии и народном хозяйстве
ГАЗ-66 был принят на вооружение Вооружённых Сил СССР и активно использовался в войсках. На его базе создавались:
- БМ-21В - реактивная система залпового огня;
- АП-2 - автоперевязочная машина;
- АС-66 - санитарный автомобиль;
- ДДА-66 - дезинфекционно-душевой автомобиль;
- Р-125, Р-142 - командно-штабные машины;
- ДПП-40 - десантируемый понтонный парк для ВДВ;
- ЭСБ-8ИМ - передвижная инженерная электростанция мощностью 8 кВт.
ГАЗ-66 применялся в сельском хозяйстве (самосвалы ГАЗ-САЗ-3511, ГАЗ-КАЗ-3511), связи, здравоохранении (передвижные клиники), лесной и строительной отраслях.
Особую роль сыграли полноприводные автобусы на шасси ГАЗ-66:
- 38АС - армейский десантируемый автобус для перевозки личного состава, выпускался с 1967 по середину 1970-х (около 6000 шт.);
- АПП-66 - автобус повышенной проходимости для Минобороны СССР (около 800 шт. до 1987 г.);
- НЗАС-3964, Волгарь-39461 - вахтовые автобусы.
Несмотря на прекращение серийного выпуска в 1999 году, ГАЗ-66 остаётся востребованным. В 2020 году в Узбекистане начали модернизацию парка ГАЗ-66 с установкой двигателей и трансмиссий от японского грузовика ISUZU. В декабре 2023 года в Киргизии на центральной ремонтной базе в Балыкчи разработали бронированный вариант на шасси ГАЗ-66, получивший обозначение «ГАЗ-66БМ». Первый такой автомобиль был закуплен для вооружённых сил республики в декабре 2024 года.
Таким образом, ГАЗ-66 - живой пример долговечности и адаптивности советской автомобильной инженерии. Его конструкция, проверенная временем и бездорожьем, продолжает вдохновлять новые поколения инженеров и военных специалистов. И я уверен, что у каждого читателя есть своя история, связанная с «Шишигой». И даже у представительниц прекрасного пола! А потому поделитесь ей в комментариях.
От себя же добавлю, что нашёл целую сплющенную кабину ГАЗ-66 в земле, когда занимался металлом. И было ощущение, что я раскопал какой-то артефакт прошлой цивилизации, которая достигла куда как больших прорывов и успехов, в сравнении с неразумными потомками.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.