Найти в Дзене
Культурный код

Легенда Армии и гражданского бездорожья: могучий ГАЗ-66 «Шишига»

Оглавление

В середине 1960-х годов по просёлочным дорогам Советского Союза, по таёжным тропам, пустынным просторам Средней Азии и заснеженным уральским перевалам уверенно начал продираться туда, куда ему нужно, колоритного вида грузовик. У новой машины была приземистая кабина прямо над двигателем и характерный брезентовый тент над кузовом, под который можно было упрятать хоть отделение солдат, хоть приличное количество груза. Его называли просто - «Шишига».

Своей высокой проходимостью автомобиль обязан дифференциалам повышенного трения кулачкового типа переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением
Своей высокой проходимостью автомобиль обязан дифференциалам повышенного трения кулачкового типа переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением

За этим прозвищем, образованным от цифрового обозначения модели, как вы уже поняли, скрывался ГАЗ-66 - среднетоннажный полноприводный автомобиль, ставший символом надёжности, проходимости и универсальности. Более 965 тысяч экземпляров, выпущенных с 1964 по 1999 год, прошли через армейские части, колхозные поля, стройки и научные экспедиции.

Своей высокой проходимостью автомобиль обязан дифференциалам повышенного трения кулачкового типа переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением
Своей высокой проходимостью автомобиль обязан дифференциалам повышенного трения кулачкового типа переднего и заднего мостов и шинам с регулируемым давлением

Сегодня, спустя десятилетия после завершения серийного производства, ГАЗ-66 продолжает служить - от модернизированных версий в Узбекистане до бронированных машин в Киргизии. Да и буквально в каждом селе всё ещё можно найти одну или несколько «Шишиг». Ибо ресурс и модернизационный потенциал у грузовика таковы, что на нём вполне себе можно скоротать и ядерную зиму.

История создания и серийное производство

Разработка ГАЗ-66 началась в 1957 году на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Первые опытные образцы оснащались V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗМЗ-66 и прекрасно показали себя на любых проверках. Однако серийное производство было отложено из-за отсутствия подходящего мотора промышленного выпуска. Лишь в июле 1964 года, с решением этой проблемы и наращиванием мощностей, автомобиль пошёл в массовое производство.

Передний ведущий мост, виден гидравлический цилиндр усилителя рулевого управления. Концы рессор закреплены между резиновыми «подушками»
Передний ведущий мост, виден гидравлический цилиндр усилителя рулевого управления. Концы рессор закреплены между резиновыми «подушками»

Следует упомянуть имена и фамилии главных героев. Просто ради честности повествования. Главным конструктором проекта выступил А. Д. Просвирнин, ведущим конструктором - Р. Г. Заворотный. Дизайн кабины разработали Л. М. Еремеев и Б. Б. Лебедев. Да-да - у кабины были дизайнеры. И не стоит над этим смеяться!

ГАЗ-66 стал третьим поколением полноприводных грузовиков завода после ГАЗ-ААА (1930-е) и ГАЗ-63 (1940–1960-е). И, наверное, самым прорывным и успешным поколением, ибо в 1966 году модель получила Золотую медаль на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве, а в 1967-м — аналогичную награду на международной ярмарке в Лейпциге. В апреле 1969 года ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, удостоенным государственного Знака качества.

Задний ведущий мост, крестовины карданного вала защищены металлическими чехлами. Виден вакуумный усилитель гидравлического привода тормозов
Задний ведущий мост, крестовины карданного вала защищены металлическими чехлами. Виден вакуумный усилитель гидравлического привода тормозов

Производство продолжалось до 1 июля 1999 года. Помимо Горького (с 1990 года — Нижний Новгород), сборка осуществлялась на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ). И почти миллион экземпляров - лучшее отражение потребности всех структур: от Армии до сельского хозяйства, в этой машине!

Конструктивные особенности и технические параметры

ГАЗ-66 - грузовик с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2000 кг, кабиной над двигателем и бортовой платформой или шасси под специальное оборудование. Его проходимость обеспечивалась комплексом решений:

  • Кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы переднего и заднего мостов;
  • Централизованная система регулирования давления в шинах (введена серийно с 1968 года);
  • Короткая колёсная база - 3300 мм;
  • Высокий дорожный просвет - 315 мм;
  • Шины на дисках, позволяющие быстро изменять давление в диапазоне 0,5–3 кг/см²;
  • Лебёдка в переднем бампере (на моделях с соответствующей комплектацией).
ГАЗ-66, установлен кузов К66 с фильтровентиляционной установкой
ГАЗ-66, установлен кузов К66 с фильтровентиляционной установкой

Автомобиль оснащался бензиновыми двигателями семейства ЗМЗ: ЗМЗ-511, ЗМЗ-513.10, а также дизелями ГАЗ-542.10 и ГАЗ-5441 (турбированный, 116 л.с.) на поздних модификациях. Трансмиссия - механическая, 4- или 5-ступенчатая, с двухступенчатой раздаточной коробкой. На 4-ступенчатых версиях синхронизаторы установлены на 3-й и 4-й передачах.

Массогабаритные характеристики:

  • Длина: 5655 мм;
  • Ширина: 2342 мм;
  • Высота: 2440 мм (2520 мм по тенту);
  • Полная масса: 5940 кг;
  • Объём топливных баков: 2×105 л;
  • Радиус поворота: 9,5 м;
  • Глубина преодолеваемого брода: 0,8 м.
ГАЗ-66, установлен кузов К66 с фильтровентиляционной установкой
ГАЗ-66, установлен кузов К66 с фильтровентиляционной установкой

Кабина откидывается вперёд для доступа к двигателю. Рулевое управление с гидроусилителем. Тормозная система гидравлическая, раздельная, с вакуумным усилителем. Для отдыха водителя предусматривалась съёмная брезентовая койка-гамак.

Модификации и специальные версии

ГАЗ-66 стал основой для сотен специализированных машин. Среди наиболее известных:

ГАЗ-66-01/02/04/05 - базовые версии с централизованной системой подкачки шин и, в некоторых случаях, лебёдкой или экранированным электрооборудованием (для устойчивости к ЭМИ при ядерном взрыве);

ГАЗ-66-11/12/14/15 - модернизированные модели 1985–1999 гг. с обновлённой светотехникой и улучшенной эргономикой;

ГАЗ-66-16 - опытная версия 1991–1993 гг. с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными односкатными колёсами и грузоподъёмностью 2,3 т;

ГАЗ-66-21/22 - народнохозяйственные версии с двойными задними шинами и деревянной платформой от ГАЗ-53, грузоподъёмностью до 3,5 т;

ГАЗ-66-40/41 - дизельные варианты с двигателями ГАЗ-5441 (116 л.с.) и ГАЗ-544.10 (85 л.с.);

ГАЗ-66-96 - шасси для вахтовых автобусов;

ГАЗ-66МБ - капотная версия с дизелем ЯМЗ-534, впервые представлена на форуме «Армия-2023».

Экспортные модификации
Экспортные модификации

Экспортные модификации имели индексы -50/-51/-52 (тропический климат) и -70/-71/-72 (умеренный климат), а также -61/-62/-64/-65 и -81/-82/-84/-85 для поздних серий.

Применение в армии и народном хозяйстве

ГАЗ-66 был принят на вооружение Вооружённых Сил СССР и активно использовался в войсках. На его базе создавались:

  • БМ-21В - реактивная система залпового огня;
  • АП-2 - автоперевязочная машина;
  • АС-66 - санитарный автомобиль;
  • ДДА-66 - дезинфекционно-душевой автомобиль;
  • Р-125, Р-142 - командно-штабные машины;
  • ДПП-40 - десантируемый понтонный парк для ВДВ;
  • ЭСБ-8ИМ - передвижная инженерная электростанция мощностью 8 кВт.
Реактивная система залпового огня БМ-21В, кабина с брезентовым тентом, съёмными боковинами дверей, ветровое стекло откидывается (десантный вариант).
Реактивная система залпового огня БМ-21В, кабина с брезентовым тентом, съёмными боковинами дверей, ветровое стекло откидывается (десантный вариант).

ГАЗ-66 применялся в сельском хозяйстве (самосвалы ГАЗ-САЗ-3511, ГАЗ-КАЗ-3511), связи, здравоохранении (передвижные клиники), лесной и строительной отраслях.

ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал для сельского хозяйства
ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал для сельского хозяйства

Особую роль сыграли полноприводные автобусы на шасси ГАЗ-66:

  • 38АС - армейский десантируемый автобус для перевозки личного состава, выпускался с 1967 по середину 1970-х (около 6000 шт.);
  • АПП-66 - автобус повышенной проходимости для Минобороны СССР (около 800 шт. до 1987 г.);
  • НЗАС-3964, Волгарь-39461 - вахтовые автобусы.
ГАЗ-66-16 Трёхмерное изображение.
ГАЗ-66-16 Трёхмерное изображение.

Несмотря на прекращение серийного выпуска в 1999 году, ГАЗ-66 остаётся востребованным. В 2020 году в Узбекистане начали модернизацию парка ГАЗ-66 с установкой двигателей и трансмиссий от японского грузовика ISUZU. В декабре 2023 года в Киргизии на центральной ремонтной базе в Балыкчи разработали бронированный вариант на шасси ГАЗ-66, получивший обозначение «ГАЗ-66БМ». Первый такой автомобиль был закуплен для вооружённых сил республики в декабре 2024 года.

Таким образом, ГАЗ-66 - живой пример долговечности и адаптивности советской автомобильной инженерии. Его конструкция, проверенная временем и бездорожьем, продолжает вдохновлять новые поколения инженеров и военных специалистов. И я уверен, что у каждого читателя есть своя история, связанная с «Шишигой». И даже у представительниц прекрасного пола! А потому поделитесь ей в комментариях.

От себя же добавлю, что нашёл целую сплющенную кабину ГАЗ-66 в земле, когда занимался металлом. И было ощущение, что я раскопал какой-то артефакт прошлой цивилизации, которая достигла куда как больших прорывов и успехов, в сравнении с неразумными потомками.

ГАЗ-66-16 Трёхмерное изображение.
ГАЗ-66-16 Трёхмерное изображение.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.