В древности часто любимым говорили не: "Я тебя люблю!", а "Я тебя жалею!" И мы все забыли об этом, относясь к жалости с презрением... Хотя жалость, пронзающая нас в самое сердце и толкающая сострадать, поступать милосердно - это прекрасное чувство.
"Пожалей во имя Христа!", что означало: "Прояви милосердие!" Так обращались к посягающим на жизнь, достоинство и честь ...
Если жалость - плохое чувство, то человек безжалостный - хороший. Разве это так? Никто в здравом уме не назовёт безжалостность, как отсутствие жалости к кому-либо, хорошим качеством человека...
Мы ждём любви...
Говорят, что мы путаем её с простой добротой или жалостью, или чем-то ещё.
Но доброта - и есть любовь, проявленная милость, ибо "любовь милосердствует". Это - сторона любви. Как и жалость, за которой следует акт милосердия. Как и просто - избегание зла для человека, который нам навредил. В этом избегании, отказе от мести - тоже любовь.
"Уклонися от зла и сотвори благо» — наставление из 33-го псалма Псалтири (Пс. 33:15), исполняя которое можно исполнить главнейшую из заповедей о любви, приобрести спасение.
Поэтому фразы вроде: "Ты перепутала любовь и просто доброе отношение" - не корректны. Установка: "Мне нужна любовь, а не жалость" - не всегда справедлива. Доброта и жалость - это проявления любви, если они несут тепло, крупицы той божественной любви, которой мы все доступны.
Когда человек чувствует в таких формах любовь - он не обманывается. Это так и есть. Просто, почувствовав крупицу тепла, мы хотим всё целиком, завладеть всей полнотой, а это - невозможно. Поэтому, говоря человеку, который пожалел, что нам жалость не нужна, а нужна любовь, мы и имеем ввиду, что хотим всё. Но всей полнотой любви овладевают не все, кто вместит это?
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4–7)
Только Сам Господь и святые люди.
Если бы мы понимали это, то не отказывались от меньшего, потому что на самом деле - оно большое.
Если бы мы понимали это, мы бы человека, который видит в жалости и милости - любовь, не переубеждали, уверяя что с ним (человеком) что-то не так, просто у него эмоциональный голод.
Это очень сложно принять. Ведь тогда придется признать, что мы отвергаем дар человека, требуя от него того, что он и дать не может. Всей полноты любви.
Проявлений любви много. Все они вызывают внутри тепло, отраду, радость. Мрак немного рассеивается. Пусть ненадолго. Но поступок, который продиктован любовью - он несет в себе эти признаки. Тепла и света. И нельзя их обесценивать. Это самая что ни на есть любовь. Дар. Который отдают нам, добровольно, часто - спонтанно. Если бы было больше - больше бы и получали. И надо быть благодарным за эти дары. Потому что они - крупицы Бога. Их надо принимать, потому что они - лечат наши израненные души.
Но, как бы горько это ни звучало, к счастью, или к сожалению, они ни к чему не обязывают, ни того, кто даёт, ни того, кто получает. Это момент. Эпизод. Встать на ноги. Это не про отношения. Да, если есть тяга двух людей дарить друг другу любовь, есть возможность и обстоятельства, если рамки позволяют - это может вылиться в сотрудничество, дружбу, брак. Но часто - это невозможно. Потому что мы и себе-то не принадлежим полноценно, что уж говорить о том, что нам могут принадлежать другие.
Октябрь 2025 года