Найти в Дзене

Заметка о спектакле «Школа для дураков» по роману Саши Соколова, постановка «Театральный проекта 27»

Спектакль по роману Саши Соколова «Школа для дураков» - это мгновенное погружение в вихрь воспоминаний, где реальность распадается на осколки ассоциаций, звуков и образов. В центре этого водоворота - «ученик такой-то», мальчик из коррекционной школы, чьё сознание, не вписанное в рамки «нормы», становится зеркалом мира более подлинного, чем сама действительность.
Сюрреалистичная постановка почти не поддаётся линейному пересказу: она существует как поток внутреннего монолога мальчика, чьё восприятие мира одновременно наивно и пронзительно глубоко. Роман Соколова - «роман воспитания наоборот». Ключевые события жизни героя - дружба с учителем географии, влюблённость в учительницу Вету, жизнь на даче, общение с отцом-прокурором и матерью - не складываются в традиционную биографию. Вместо этого они растворяются в череде фантазий, мечтаний и внутренних диалогов, в которых герой пытается уловить неуловимое - «неописуемое и потому прекрасное». Как метко заметил писатель Михаил Берг, «из мира вы

Спектакль по роману Саши Соколова «Школа для дураков» - это мгновенное погружение в вихрь воспоминаний, где реальность распадается на осколки ассоциаций, звуков и образов. В центре этого водоворота - «ученик такой-то», мальчик из коррекционной школы, чьё сознание, не вписанное в рамки «нормы», становится зеркалом мира более подлинного, чем сама действительность.
Сюрреалистичная постановка почти не поддаётся линейному пересказу: она существует как поток внутреннего монолога мальчика, чьё восприятие мира одновременно наивно и пронзительно глубоко.

-2

Роман Соколова - «роман воспитания наоборот». Ключевые события жизни героя - дружба с учителем географии, влюблённость в учительницу Вету, жизнь на даче, общение с отцом-прокурором и матерью - не складываются в традиционную биографию. Вместо этого они растворяются в череде фантазий, мечтаний и внутренних диалогов, в которых герой пытается уловить неуловимое - «неописуемое и потому прекрасное».

-3

Как метко заметил писатель Михаил Берг, «из мира вынута косточка разума, но оставлена прозрачная воздушность души». Именно эта «воздушность» становится главной тональностью спектакля. Режиссёр мастерски передаёт раздвоение личности героя - его внутренний голос воплощён на сцене двумя актёрами, что визуально и эмоционально раскрывает постоянный диалог «я» с самим собой при каждом решении, каждом взгляде на мир.

-4

Воздух соткан из звона велосипедного колокольчика, растворяющегося в мимолётных вспышках - обрывках детства, вспыхивающих и гаснущих, как спички во сне. Безликие лица плывут сквозь пространство, повторяя чужие имена, а голоса учителей накладываются друг на друга, превращаясь в шепчущую мантру, где каждая фраза - петля времени. И вдруг, картины срываются со стен, начинают дышать, пульсировать, танцевать… и тянут за собой тебя, потому что в этом мире уже нельзя стоять на месте, можно только кружиться в вихре, где реальность и греза танцуют в одну ногу.

Ирония в том, что на фоне этого «сумасшедшего» мира, полного абсурда и искажённых зеркал, самым «нормальным» кажется именно тот самый «ученик такой-то» - мальчик, из спец. школы, чьё сознание, быть может, и не вписывается в рамки «здравого смысла», но именно поэтому остаётся живым, чутким и подлинным.

-5

Спектакль держит в напряжении от первой до последней минуты. Этот спектакль словно - приглашение заглянуть внутрь собственного сознания, где тоже живут фантазии, неуверенность, и тихая надежда на «прекрасное, хоть и неописуемое».