Найти в Дзене

Не полководцы... далеко не полководцы. Откровения Героя России Алексея Махотина о штурме Комсомольского в Чечне в марте 2000 года

Это не сухая хроника боевых действий. Это — горькая и честная исповедь человека, прошедшего ад. Герой России Алексей Махотин, командир отряда «Тайфун», с предельной откровенностью вспоминает март 2000-го. Без прикрас, без глянца. Только так, как это было на самом деле. «Числа тринадцатого марта к нам на позиции подъехала ракетная установка «Штурм». Спрашивают: «Ну, куда тебе долбануть?». Отвечаю: «Вон по тому дому. Там огневая точка». Это метров семьдесят или сто от наших позиций. Говорят: «Не можем, нам метров четыреста пятьдесят надо». Ну а куда они на четыреста пятьдесят могут долбануть? Ведь всё, что по мне стреляет, находится на расстоянии от семидесяти до ста пятидесяти метров. Эта замечательная ракетная установка оказалась здесь совсем ненужной. Так и уехали ни с чем...» С этого абсурдного эпизода Алексей Махотин начинает рассказ о штурме Комсомольского — операции, которая, по его словам, с самого начала была обречена на кровавую цену. Снабжение тоже работало со скрипом. Только
Оглавление
Герой России Алексей Николаевич Махотин
Герой России Алексей Николаевич Махотин

Это не сухая хроника боевых действий. Это — горькая и честная исповедь человека, прошедшего ад. Герой России Алексей Махотин, командир отряда «Тайфун», с предельной откровенностью вспоминает март 2000-го. Без прикрас, без глянца. Только так, как это было на самом деле.

«Числа тринадцатого марта к нам на позиции подъехала ракетная установка «Штурм». Спрашивают: «Ну, куда тебе долбануть?». Отвечаю: «Вон по тому дому. Там огневая точка». Это метров семьдесят или сто от наших позиций. Говорят: «Не можем, нам метров четыреста пятьдесят надо». Ну а куда они на четыреста пятьдесят могут долбануть? Ведь всё, что по мне стреляет, находится на расстоянии от семидесяти до ста пятидесяти метров. Эта замечательная ракетная установка оказалась здесь совсем ненужной. Так и уехали ни с чем...»

С этого абсурдного эпизода Алексей Махотин начинает рассказ о штурме Комсомольского — операции, которая, по его словам, с самого начала была обречена на кровавую цену.

Снабжение тоже работало со скрипом. Только когда бои шли уже полным ходом, спросили: «Что вам прислать?». До этого воевали пулеметами да автоматами. Махотин запросил «Шмели» (реактивные пехотные огнеметы). Прислали аж 32 штуки. «Господи, раньше-то где вы были?! Хоть и давали нам всё это без расписок, но жалко добро. Тащить столько железа вперёд очень тяжело было».

В тылу врага, в тумане и под своими пулями

С 8 марта его бойцы уже не выходили из села, оставаясь на ночь на позициях. Это было смертельно опасно. «До пятнадцатого марта с тыла нас толком никто не прикрывал, боевики через нас пробегали периодически». Один даже добежал до кладбища, где боевики заранее подготовили тайники с патронами.

Пятнадцатого марта село окутал такой туман, что в трёх метрах ничего не было видно. И в этой мгле Махотина чуть не убили свои.

«Меня позвали соседи из Внутренних войск на координацию. Захожу во двор и вижу, в метрах двадцати бегут какие-то фигуры в камуфляже. Обернулись на меня, посмотрели – и как дадут очередь из автомата в мою сторону! Прямо скажем, неожиданно... Спасибо и за то, что попали только в стену рядом».

Отличить своих от чужих было почти невозможно. Все вперемешку, все в грязном камуфляже, все с бородами. Он рассказывает жуткую историю про командира чувашского отряда, который, спустившись в подвал, осветил фонариком и увидел сидящего боевика. Тот лишь молча моргал — начиналась гангрена, и стрелять он уже не мог.

«Комсомольское взято». Доклады и реальность

Именно 15 марта, как потом рассказывали коменданты, все генералы по спутниковому телефону, как один, доложили наверх: «Комсомольское взято, контролируется полностью».

«Какое там контролируется, если шестнадцатого марта у нас опять потери – три человека погибшими, человек пятнадцать ранеными?» — с горечью говорит Махотин. В тот день погибли бойцы из «Русича», «Зубра» и его «Тайфуна».

Шестнадцатого же произошел еще один опасный эпизод. При смыкании с 33-й бригадой на них пошел танк Т-80. Связь у всех была разная, предупредить экипаж не могли. Спасительный выход нашел сам Махотин: «Хорошо, что у нас флаг российский с собой был. Я его развернул и вышел в зону видимости танка. Он на меня сориентировался, и соединились мы благополучно».

Пленные, которых отпустили, и потери, которые ничем не оправдать

К 17-18 марта боевики начали массово сдаваться. За день взяли в плен человек двести. Но тут — новое потрясение. «Мы узнали, что по амнистии под президентские выборы многих из боевиков выпустили».

И здесь у командира срывается крик души, главная оценка всей операции: «Но, если бы заранее было известно что их выпустят, то, по логике и по совести, не надо было и брать их в плен... Потом везде стали говорить: «Мы разбили Гелаева». Но я не считаю, что мы его разбили. Над Гелаевым победы не было, раз он ушёл. А потери, которые мы понесли, были неоправданные».

Самого Гелаева с элитой так и не уничтожили. Ушли в основном ополченцы из окрестных сёл.

«Воевали голодные, больные, на разрыв»

Оглядываясь назад, Махотин удивляется, как человеческий организм выдержал такие нагрузки. «Проползали мы все Комсомольское много раз вдоль и поперёк. То снег, то дождь. Холодные и голодные...». Сам он перенес прямо на ногах пневмонию: «Жидкость из лёгких выходила при дыхании, толстым слоем осаживалась на рации, когда я говорил».

Две недели непрерывных боёв без нормальной еды и отдыха. «Днём в подвале костерок разожжём, сварим курицу какую-нибудь, потом бульон этот пьём. Ни сухпайки, ни тушёнку мы практически не ели. Не лезло в глотку».

Главный итог: «Вся операция была проведена безграмотно»

Алексей Махотин прямо, без обиняков, дает оценку командованию.

«Вся операция была проведена безграмотно». Он перечисляет ошибки: село штурмовали меньшими силами, чем оборонялось боевиков; позиции у тех были выше; техника и серьезное оружие подошли с опозданием.

«Я очень хорошо отношусь к бойцам спецназа Внутренних войск и очень плохо к командованию Внутренних войск... Я хоть и без высшего военного образования, но могу точно сказать, что так, как они вели боевые действия в Комсомольском, воевать нельзя».

И главный вердикт: «Не трусы были наши генералы. Но и не полководцы. Далеко не полководцы...».

Причина спешки, по его мнению, была политической — выборы Президента 26 марта 2000 года. «Поэтому операцию проводили, невзирая на людские потери».

Православные кресты в память о погибших бойцах спецназа "Тайфун" были установлены на высотке, где первым погиб Владимир Широков. Комсомолькое, Чечня. Март 2000 г.
Православные кресты в память о погибших бойцах спецназа "Тайфун" были установлены на высотке, где первым погиб Владимир Широков. Комсомолькое, Чечня. Март 2000 г.

Эпилог: Выборы среди пепелища

Ирония судьбы: сразу после боев отряду «Тайфун» поручили охранять избирательный участок в Урус-Мартане, где голосовали жители стертого с лица земли Комсомольского. С ним же был и глава администрации села, чей дом тоже был разрушен.

«Закончилось голосование тем, что мы с главой Комсомольского распили бутылку водки. Он говорит: «Я понимаю, что ничего личного в том, что произошло, не было. Вы – солдаты». Мы – ему: «Конечно, у нас никакой вражды к жителям нет. У нас враги – боевики»».

Результат голосования всех сразил: около 80% — за Владимира Путина. «И могу свидетельствовать, что никаких признаков фальсификаций на участке не было. Так проголосовали главы чеченских родов Комсомольского. Вот такие вот расклады...»

Эта история не заканчивается победным маршем. Она заканчивается тихой сценой с бутылкой водки среди руин, голодными и больными солдатами, выполнившими свой долг, и горьким осознанием того, что высокая цена могла быть и не заплачена.

Начало рассказа Алексея Махотин о штурме Комсомольского в Чечне здесь. Продолжение рассказа о штурме Комсомольского следует. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

Буду особенно благодарен, если вы поделитесь ссылкой на канал со своими знакомыми, которым может быть интересна эта тема.

Полный рассказ Алексея Махотина «Комсомольское. Хроника штурма» из моей книги «Из смерти в жизнь... От Кабула до Цхинвала» читайте здесь. Бумажная книга «Из смерти в жизнь... От Кабула до Цхинвала» здесь.

#штурмКомсомольского #ВладикавказскийОМОН #отрядТайфун #чеченскаявойна #память #2000год #Чечня #ВтораяЧеченская #Комсомольское #ГеройРоссии #Махотин #война #память #история