Вы точно знаете: Южно-Африканская республика - сегодня самое развитое государство Африки. И единственное, где до сих сохраняется более-менее крупное белое население европейской крови. Потомки африканеров-голландцев, буров, англичан. Почти 8% от всего 60-миллионного населения!
Первые белые поселенцы появились в Южной Африке еще более четырех веков назад. В 1652-м году на мысе Доброй Надежды обосновались голландцы, к которым вскоре присоединились изгнанные с родины французы-гугеноты. Затем прибыли немцы-протестанты, англичане, ирландцы, немного евреев и даже русские.
Земля обетованная
Протестанты некогда считали - Южная Африка это земля Обетованная, ниспосланная им Господом. Однако сегодня повседневная жизнь белого человека в ЮАР отнюдь не так проста. Уцелевшие белые тут живут в охраняемых домах в охраняемых районах.
И это при том, что потомки европейцев все равно занимают тут ведущие позиции в экономике: большинство компаний в сфере медицины, IT, строительства управляется в Южной Африке именно белыми. Несмотря на то, что в стране официально действует BEE - так называемая "положительная дискриминация" при устройстве на работу. Проще говоря, белого на любую вакансию возьмут в последнюю очередь.
- Чтоб нам тут устроиться на любую работу нужно быть лучшим из лучших... Раз в пять лучше других. Просто так из дому не выйти, - говорит белая жительница ЮАР Мишель. - Дверь нужно всегда держать закрытой. Однажды я вышла выгулять на лужайке собачку. Тут же накинулись двое темнокожих парней, сбили с ног, накинули на голову пластиковый пакет, повалили на пол. Удар и темнота... Меня спас сосед, заметивший распахнутую дверь -главный сигнал тревоги. Целью нападавших было просто меня лишить жизни - ничего ценного они в доме особо и не взяли. В другой раз было еще хуже - прямо в дом ворвались грабители, я едва успела закинуть включенный телефон под кровать - мы так научены делать в случае опасности, чтоб родные все слышали. Муж успел позвонить соседям, они меня и спасли.
Пистолет всегда при себе
У бура Дирка Ле Рува всегда при себе заряженный пистолет. Даже когда спит - кладет ствол под подушку. Ровно также поступает большинство белых жителей ЮАР. В домах белых всегда есть оружие. Камеры кругового наружного видеонаблюдения. И тревожная красная кнопка вызова частных охранников - полиция может попросту не приехать. Самые популярные магазины для белых тут, как нетрудно догадаться: магазины стрелкового оружия
- В центре Йоханнесбурга белым не рекомендовано даже в машинах появляться на улицах - кругом ведь светофоры, на них легко атаковать. Потому мы укрываемся в укрепленным пригородах. Полицейские тут сами себя защитить не могут - есть особые бандиты, что грабят именно полицейские участки, увозя оттуда деньги и оружие. Полицейские часто состоят в доле с бандитами, отдают им свои пистолеты. А полицейский профсоюз требует разрешить полиции не работать с 6 вечера до 6 утра - мол, слишком опасно. Тут такие погромы бывают, что впору армию вызывать. Мой шестилетний сын Александр часто говорит: папа я хочу отсюда уехать. А куда? Туда, где меня не хотят убить, отвечает ребенок, - рассказывает Дирк. - Говорите, это месть за апартеид? Его нет уже четверть века - местная молодежь вообще не помнит. Но шпана считает себя хозяевами страны. Я коплю деньги, что вывезти отсюда всю свою семью - шесть человек, включая пожилую маму. При моей скромной зарплате охранника даже на авиабилеты накопить не так просто.
Дети буров не знают западных сантиментов в воспитании. Растут в жесткой дисциплине. А вот крупных охранных собак буры почти не держат во дворах.
- Бессмысленно, крупным псам через забор заранее кидают отравленные котлеты, - говорит Дирк. - Потому мы предпочитаем держать маленьких джек-рассел-терьеров. Эти песики очень недоверчивы к чужим, сидят в глуби двора и в случае малейшей опасности тут же поднимают шум на всю округу, если что. Да у нас есть оружие. Но мы не Америка - стрелять просто так нельзя. Нужно, чтоб вооруженный грабитель приблизился к тебе не менее, чем на три метра.
Укрепленные жилища
Особо боятся буры, когда неподалеку начинается праздник у местных темнокожих соседей в трущобах. Там всю ночь веселятся, танцуют, пьют дешевый алкоголь. А потом под утро, разгоряченные, молодчики оттуда могут запросто нагрянуть и в белый квартал. Спасайся, кто может!
- Мы не можем выйти пешком даже в магазин, что в сотне метров от дома, только на автомобиле едем, - говорит Дирк.. - Но тоже опасно: могут начать стрелять по машине. Наш цвет кожи - уже повод для атаки. У наших девочек больше шансов подвергнуться износу раньше, чем научиться читать. Это просто какая-то необъявленная война...
Решетки в жилищах буров есть по всему дому. Даже в маленьком окошке туалета.
- Я жила на ферме с мужем и тремя дочерями, - вспоминает белая жительница ЮАР Марианна. - Однажды ночью нашу ферму атаковала целая банда. Мужа порешили сразу. На меня бандиты накинулись прямо на глазах дочерей. Нас с девочками чудом оставили в живых, я молила: пощадите, берите, что хотите. Они ушли. Мы переехали в Преторию и больше никогда не вернемся домой. Постоянно испытываем посттравматический синдром, сидим на антидепрессантах. Мы никому не нужны, куда нам уехать? Во Францию, Швецию, Германию?
Белое гетто
Немало потерявших работу и надежду белых селится общинами вот в таких укрепленных лагерях посреди пустыни. Подобраться к ним непросто. Так появился, например, знаменитая Орания, что местные уже успели окрестить "городом надежды". Или иногда - "городом без надежды..."
- Это наше белое гетто. Мы так далеки от любой цивилизации, что сюда просто никто из грабителей не приедет, - говорит местный житель Себастьян. - Тут живут только лишившиеся всего у себя дома белые. Около 1500 человек. Впервые за много лет можем мы тут спать спокойно, не просыпаясь от каждого шороха.
А вот бур Ади мечтает перебраться в Россию. Побывал недавно у нас на Ставрополье. И остался крайне доволен увиденным.
- Шикарная земля! Я верю, что у России блестящее будущее. Естество, христианские ценности среди вас не забыты.