В 1929 году, последним для НЭП, большевики начали подготовку к ликвидации частных артелей и кооперативов.
Вот как обстояли дела в кооперативе "Форвард" в 1929 году в изложении рабкора газеты "Московский рабочий"
П.Я. Собец меня заинтересовал. Оказывается, он был не только арендатором дома 6 по Большому Подгорскому переулку, а сначала его "застройщиком". То есть он этот дом построил, затем сдал в аренду товариществу "Специал-механик", а затем Ломоносову и кооперативу "Форвард".
В 1927 году в бывшие помещения "Специал-механика" заехала мастерская "Лора" Николая Ломоносова, а в 1928 - кооперативное товарищество "Форвард".
Помните, в 1928 у Ломоносова конфисковали имущество, а "Форвард" в 1929 начал производство лезвий? Так вот, теперь я думаю, что всё производство, в том числе и лезвий, было сосредоточено на площадях "Форварда", арендуемых у Собеца, а у Ломоносова был только стол с телефоном. Помните, что у него конфисковали?
Оборудование для производства лезвий Ломоносов продал Собецу, а тот в свою очередь "Форварду". Думаю, именно об этом оборудовании и говорится в заметке "Приют растрачиков и "бывших".
Видимо, после этого "сигнала" "Меткоопромсоюз" навёл порядок, ведь его артели "Интом" не нужен был конкурент, и производство лезвий "Форвард" как и их реклама прекратилось в второй половине марта 1929.
В октябре "Меткоопромсоюз" устроил слияние "Форварда" с тремя артелями. В наказание? Так же через некоторое время поступят с "Юпитером" в Ленинграде.
Артель "Форвард" работала вплоть до 1936 года.
В 1929 году Русско-Германское товарищество (РГТ), уже зная о конце бизнеса, начало продавать свою продукцию буквально в долг, довольствуясь долговыми обязательствами, векселями. Два таких векселя со сроком погашения в июле были выданы РГТ Сталинградским центральным кооперативом (ЦРК), но, увы, в мае утеряны.
Царицын был переименован большевиками в Сталинград в 1925 году. По просьбе трудящихся. "Известия" сообщили об этом в День дураков 1 апреля.
ЦРК возникали в разрушенной Гражданской войной стране повсеместно, их создавали в переломный для большевиков момент, когда частная собственность была уже уничтожена, а государственные торговые предприятия ещё только начали появляться.
Удалось ли РГТ вернуть векселя, знают только Френкель с Плецом.
В целом 1929 год РГТ завершило спокойно и планово. Последнее рекламное объявление было опубликовано в "Вечерней Москве" 16 августа. Производство было остановлено.
5 сентября состоялись первые торги по распродаже складских остатков и оборудования. Повторные - 11 октября.
В начале мая 1929 года один из читателей "Вечерней Москвы" задал вопрос.
Ответ был дан в январе 1930 года. Да, теперь можно. Фабрика РГТ стала собственностью треста "Галантерейщик"
Реклама бритвенных лезвий в московской прессе 1929 года.
Не хватает только Ломоносова. Но мы помним о бедолаге!
У Федерико Петровича Пензо в 1929 году возникла проблема с фабрикой "Стандард", он никак не мог её продать. Была и другая головная боль, но уже не в Ленинграде, а в Москве. Там тоже нужно было срочно продать завод по размолу минералов "Мозаика", которым управляла его проблемная родственница Анна Пензо.
Это был потомственный бизнес. При Николае-кровавом у отца Федерико Пьетро Пензо тоже было подобное заведение в Царицыне.
Федерико придерживался примерно такого же плана, но уезжать на родину, оставив всё рабочим и крестьянам, ему не хотелось. Последнее в истории объявление фабрики "Стандард" было напечатано в "Вечерней Москве" 26 октября.
Фабрика "Стандард" была продана весной уже 1930.
Что стало с "Мозаикой", не известно, но на её месте в 1935 году начали строить чудовищный дом архитектора Безрукова. Адрес - Сущевский вал, 3-5.