Найти в Дзене
Артур Кошелев

Зачем нужна рефлексия?

Отвечу на нечасто, но всё же задаваемый вопрос: «Зачем нужна рефлексия?» — обычно сопровождающийся доводом: «Сороконожка задумалась, как ходить, и упала», подразумевая негативный оттенок самокопанию. Да, многие процессы в человеке автоматизированы — и это прекрасно. Мы не думаем, как ходить или дышать, не управляем кровотоком и работой органов. Тело — автономная биологическая система. Но человек, в отличие от сороконожки, — существо тройственной природы: биологической, социальной и духовной. В нас есть самосознающее начало, способное направлять внимание — в том числе на самого себя: на тело, психику и личность, которая уже является продуктом социальной природы. Эволюция ума, мышления и интеллекта привела нас к тому, что, удовлетворяя базовые биологические потребности, мы неизбежно включаемся и в удовлетворение потребностей социальных и духовных. Причём если социальные можно хотя бы временно насытить, то духовные — ненасыщаемы по определению. Когда-то человек боролся за физическое выжив

Зачем нужна рефлексия?

Отвечу на нечасто, но всё же задаваемый вопрос: «Зачем нужна рефлексия?» — обычно сопровождающийся доводом: «Сороконожка задумалась, как ходить, и упала», подразумевая негативный оттенок самокопанию.

Да, многие процессы в человеке автоматизированы — и это прекрасно. Мы не думаем, как ходить или дышать, не управляем кровотоком и работой органов. Тело — автономная биологическая система.

Но человек, в отличие от сороконожки, — существо тройственной природы: биологической, социальной и духовной. В нас есть самосознающее начало, способное направлять внимание — в том числе на самого себя: на тело, психику и личность, которая уже является продуктом социальной природы.

Эволюция ума, мышления и интеллекта привела нас к тому, что, удовлетворяя базовые биологические потребности, мы неизбежно включаемся и в удовлетворение потребностей социальных и духовных. Причём если социальные можно хотя бы временно насытить, то духовные — ненасыщаемы по определению.

Когда-то человек боролся за физическое выживание в хаосе дикой природы. Позже он приручил этот хаос, построил сообщества, государства, культуру, религию, науку — создал сложнейшую социальную систему, практически поделив планету. Параллельно подобные процессы шли внутри каждого человека.

Социум — механизм колоссальной сложности. Но и человек, особенно его мозг, по уровню организации сравним разве что со вселенной. И между этими двумя системами — человеком и обществом — постоянно существует напряжение: между «Я» и «Мы».

Мои желания сталкиваются с требованиями других, с границами территорий — от семьи до государства. Так появляются не только права, но и обязанности. Личность, как и социум, — созданная конструкция.

Если бы человек был только биосоциальным существом, вопросов вроде «Зачем всё это?» или «В чём смысл?» просто не возникало бы. Но духовная природа требует большего. Сам вопрос «зачем» уже указывает на способность мыслить, анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, моделировать будущее — пусть даже на день вперёд.

Эти вопросы рождаются из глубинной неудовлетворённости, из томления души. Социальные достижения не способны её насытить. Машина, квартира, статус, профессия или семья — не пища для души.

Существует понятие «возраст души». Мы встречаем взрослых с детской наивностью и детей, чья мудрость чувствуется с первых слов. Жажда самопознания обычно и начинается с вопросов смысла. Это зов души, готовой расправить крылья, словно бабочка, просыпающаяся в коконе личности. Развитый субъект способен позволить ей взлететь.

Субъект — это то, что может управлять своим умом, психикой, телом и личностью в пределах своей зрелости. Рефлексия — инструмент, который развивает эту субъектность.

Добродетель, сострадание, любовь — свойства души, существующей в резонансе с реальностью, в настоящем моменте. Душа — это сердце живого. И если ты чувствуешь желание жить в реальности, в потоке жизни, тогда есть смысл повышать степень осознанности. А рефлексия — надёжный спутник на этом пути.

И, кстати, сороконожка, которая задумалась и упала, потом всё же поднялась, осознала — и побежала быстрее. Метафора, как-никак.