Год 1905 стал одним из самых тяжелых в истории Кронштадта. С самого его начала, после трагических событий "Кровавого воскресенья" 9 (22 по н.c.) января в Петербурге, Россия медленно, но верно начала погружаться в революционную трясину. По всей стране прокатилась волна забастовок и манифестаций. Кронштадт первое время был в стороне от бурных политических событий сотрясавших столицу. Однако уже к весне ситуация стала быстро обостряться. Кронштадт с его двадцатитысячным гарнизоном представлял для большевиков особый интерес. В апреле 1905 года на своём III съезде они приняли установку на подготовку вооруженных восстаний против власти и считали, что Кронштадт должен стать одним из мятежных центров. В город был направлен большевистский эмиссар Арсений Коптюх, который начал координировать работу местных активистов, возглавляли которых студенты Павел Токмачёв и Алексей Носков. Подпольный штаб большевиков размещался в доме № 4 по улице Розовой в квартире Токмачёва. Кстати мать Токмачёва была собственницей дома. Интересно, была ли она в курсе дел сына?
Проникать на корабли и в казармы для распространения прокламаций было достаточно затруднительно, поэтому основные усилия были направлены на распропагандирование рабочих Пароходного завода и портовых мастерских у которых было больше возможностей общаться с матросами.
Впрочем, недовольство в среде военных росло и без усилий агитаторов: в мае 1905 года кронштадтцы были потрясены известием о гибели 2-й Тихоокеанской эскадры, ещё через месяц - 14 (27 по н.c.) июня пришла весть о вооружённом мятеже на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический", а на следующий день сообщили о беспорядках в Либаве. В Кронштадте остановили работу портовые грузчики и произошло выступление матросов на броненосце "Александр II." 9 (22 по н.c.) июля матросы выдвинули требования по улучшению довольствия и устранении неугодных им офицеров. Большевики решили, что пора приступать к активным действиям и 17 (30 по н.с) июля за городом устроили многолюдный митинг, который, впрочем, полиция быстро разогнала. Также были арестованы и прибывшие из Петербурга его организаторы.
С наступлением осени события стали развиваться с новой силой. В сентябре Кронштадт был буквально завален большевистскими прокламациями: листовки расклеивались на стенах домов, заборах, телеграфных столбах, проносились в цеха Пароходного завода, на корабли и в казармы, где их распихивали по рундукам, солдатским шкафикам и даже подсовывали под подушки.
В октябре началась Всероссийская политическая стачка, которая затронула и Кронштадт.
В этих условиях Николай II решил пойти на уступки и 17 (30 по н.c.) октября был опубликован Манифест, даровавший гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов.
Однако, большевики сделали всё, чтобы революционный накал не спадал. В Кронштадте на следующий же день после выхода императорского манифеста они организовали массовый митинг на котором ораторы призывали не останавливаться и продолжать выступления. Вскоре по личному указанию Ленина в город прибыл известный большевик Иосиф Дубровинский (партийный псевдоним Иннокентий) и 23 октября (5 ноября по н.c.) гарнизон города стали созывать на новый митинг.
Запрет военного губернатора Кронштадта на любые собрания рядового состава был проигнорирован и Якорная площадь к вечеру была заполнена матросами, пехотинцами и артиллеристами. Применить силу для разгона митинга городская власть не решилась и товарищ Дубровинский совершенно свободно произносил свои пламенные речи. Впрочем, большевики не ограничивались только выступлениями: в тот же вечер на квартире Дубровинского на улице Павловской (ныне Флотской) была назначена дата восстания - 30 октября (12 ноября по н.с.) 1905 года. Однако всё пошло не по плану. Маховик бунта был уже раскручен и поставить его под свой контроль большевики не могли.
На следующий день матросы вновь собрались на митинг и предъявили начальству многочисленные требования с условием удовлетворить их в трехдневный срок. Аналогично поступили и солдаты-артиллеристы. В ответ на ультиматум командование крепости привело в боевую готовность офицерский состав крепости и флота, полицию и обратилось с просьбой в Петербург прислать в Кронштадт надёжные части. Напряжение росло и достаточно было повода, чтобы произошел взрыв. 26 октября (8 ноября по н.c.) группа солдат, возвращаясь с работы специально прошли мимо флотских казарм, демонстрируя свою солидарность с бунтующими матросами - они кричали "Свобода" и махали фуражками. По решению командира части все 40 участников этого выступления были арестованы и отправлены на поезде на один из фортов. Узнав об этом матросы решили освободить солдат и атаковали состав. В стычке один матрос был убит, другой тяжело ранен. Через час вооруженные моряки вышли на улицы Кронштадта. Мятеж охватил значительную часть гарнизона - 12 из 20 флотских экипажей, а также частично артиллеристы и минеры. Однако никакой организации не было, поэтому вскоре начались беспорядочная стрельба, ограбления магазинов, складов, винных лавок, поджоги.
Утром вооруженные столкновения с правительственными войсками и полицией продолжились, а город был охвачен бесчинствующими погромщиками и пожарами. В Кронштадт начали прибывать войска из Петергофа, Ораниенбаума и Петербурга.
Город был объявлен на военном положении, а комендант крепости получил чрезвычайные полномочия. Начались повальные обыски и аресты, продолжавшиеся несколько дней. Тысячи участников беспорядков были арестованы и немедленно началось дознание и подготовка судебного процесса.
Во время мятежа 26-27 октября (8-9 ноября н.c.) 1905 года пострадало 273 человека, из них погибли 18, в том числе 2 офицера и 34 пропали без вести. Общая сумма ущерба, нанесенного жителям Кронштадта, составила 500 тысяч рублей и последствия этих событий ещё долго отражались на жизни города.