Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как разговорные слова. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение разговорных слов в тексте.
К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.
Задания:
1.
(1) И вот появился в моей жизни Павлик. (2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик — ведомым. (3) Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.
(4) На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5) Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6) Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7) Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
(8) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
— (9) Какое стихотворение? (10) Меня же не было в школе, я болел.
(11) Она стала листать классный журнал.
— (12) Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?
(13) И я нашёл выход. (14) О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15) Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.
— (16) Встань! — приказала Павлику немка. — (17) Это правда?
(18) Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19) Как раз о немецком я его и не спрашивал.
(20) Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.
(21) Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
— (23) Ты чего это? (24) Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.
(25) Он молчал и глядел мимо меня. (26) Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27) Его предал друг. (28) Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(29) Почти год держал он меня в отчуждении. (30) Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31) Ничего не получалось — Павлик не хотел этого. (32) Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости — прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (По Ю. Нагибину)
Лексический анализ.
В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
2.
(1) По пути домой стало думаться о бабушке. (2) Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3) А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4) И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5) Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6) Про бабушку думать было больно. (7) Но как помочь ей?
(8) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.
(9) 3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10) Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.
(11) И пришла ночь. (12) Потушили свет. (13) Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14) И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15) Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.
— (16) Карточки! (17) Куда подевались хлебные карточки? (18) В синем платочке. (19) Люди добрые! (20) Ребятишки! (21) Домой приду, они есть попросят! (22) Хлебец дай, мамушка. (23) А мамушка ихняя!..
(24) Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
— (25) Люди добрые! (26) Не дайте помереть! (27) Петяня! (28) Шура! (29) Таечка!
(30) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.
(31) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял — топнуть. (32) Чтобы уж наверняка.
— (33) Хлебные карточки, — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
(34) Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35) 3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
— (36) Вот ваши карточки, бабаня. (37) В синем платочке, да? (38) Ваши в синем платочке? (39) Это ваши, вы обронили. (40) А я поднял. (41) Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он. — (42) Все целые, берите.
(43) Баба Дуня смолкла. (44) Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45) Не сразу пришли слова. (46) «Мои, мои! (47) Платочек мой, синий. (48) Люди скажут. (49) Мои карточки, я обронила. (50) Спаси Христос, добрый человек!»
(51) По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.
— (52) Не надо плакать, — громко сказал он. — (53) Карточки целые. (54) 3ачем же плакать? (55) Возьмите хлеба и несите детишкам. (56) Несите, поужинайте и ложитесь спать, — говорил он, словно приказывал. — (57) И спите спокойно. (58) Спите.
(59) Баба Дуня смолкла.
(60) Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61) Его бил озноб. (62) Какой-то холод пронизывал до костей. (63) И нельзя было согреться. (64) Печка была ещё тепла. (65) Он сидел у печки и плакал. (66) Слёзы катились и катились. (67) Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68) Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69) Он плакал, вытирая слёзы кулаком.
Лексический анализ.
В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
3.
(1) Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2) Идёт невидимый мелкий дождь. (3) А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.
(4) Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5) На улице было скверно. (6) Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7) А он разгуливал под окнами музыкального училища.
(8) Мальчик искал скрипку. (9) И нашёл её. (10) Она звучала в окне второго этажа. (11) Он прислушался. (12) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13) Все окна как бы умолкли и погасли.
(14) Светилось только одно. (15) Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16) Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17) Он вздрогнул и обернулся. (18) На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19) В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.
— (20)Опять ждёшь Диану? — спокойно спросила девочка.
(21) Её голос заглушил скрипку. (22) Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:
— Никого я не жду.
— (23) Неправда, — не отступала девочка, — чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.
— (24) Я ходил за хлебом, — ответил мальчик, — вот видишь... хлеб.
— (25) Пойдём, — уверенно сказала девочка. — (26) Что мокнуть.
(27) Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28) Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.
— (29) Знаешь что, — предложила она, — пойдём ко мне. (30) Я сыграю тебе ноктюрн. (31) Мы будем пить чай.
(32) Он ничего не ответил. (33) Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34) И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35) Мы будем пить чай».
— (36) Так пойдём ко мне? — робко повторила девочка.
— (37) Всё равно, — сказал он.
— (38) Вот и хорошо!
(39) Дождь не проходил. (40) Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41) Все предметы теряли форму, расплываясь. (42) Город обмяк от дождя. (43) А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45) Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46) Есть он или его нет. (47) А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.
(48) Всё складывалось очень хорошо. (49) Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51) Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.
(52) Вдруг мальчик как бы запнулся. (53) Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54) И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55) Всё пропало. (56) И его самого уже нет...
(57) В следующее мгновение он остановился. (58) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59) Потом он крикнул:
— Пока!
(60) И побежал.
— (61) Куда ты?.. (62) А как же ноктюрн? — крикнула ему вслед круглолицая девочка.
(63) Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64) Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе. (По Ю. Яковлеву)
Лексический анализ.
В предложениях 18–22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.
Ответы к задания можно найти здесь: https://dzen.ru/a/aRA5jaQ9n3tyyDLI
Не забываем подписаться на наш канал! Ставим лайк! Спасибо!