Найти в Дзене
Андрей Фёдорович+

Задание 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ слова. Практика. Разговорные слова. Задания. (9 класс)

Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как разговорные слова. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение разговорных слов в тексте. К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. 1. (1)  И вот появился в моей жизни Павлик. (2)  У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик  — ведомым. (3)  Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет»  — сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака. (4)  На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)  Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)  Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)  Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре исп

Выполняя задание 12, следует знать такое понятие, как разговорные слова. Ниже собраны те задания, которые как раз и направлены на определение разговорных слов в тексте.

К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.

Задания:

1.

(1)  И вот появился в моей жизни Павлик. (2)  У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик  — ведомым. (3)  Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет»  — сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака.

(4)  На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)  Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)  Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)  Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

(8)  Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.

—  (9)  Какое стихотворение? (10)  Меня же не было в школе, я болел.

(11)  Она стала листать классный журнал.

—  (12)  Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался?

(13)  И я нашёл выход. (14)  О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)  Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически.

—  (16)  Встань!  — приказала Павлику немка.  —  (17)  Это правда?

(18)  Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)  Как раз о немецком я его и не спрашивал.

(20)  Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь.

(21)  Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)  Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

—  (23)  Ты чего это? (24)  Не стоит из-⁠за этого дуться, ну покричит и забудет.

(25)  Он молчал и глядел мимо меня. (26)  Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)  Его предал друг. (28)  Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(29)  Почти год держал он меня в отчуждении. (30)  Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)  Ничего не получалось  — Павлик не хотел этого. (32)  Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости  — прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (По Ю. Нагибину)

Лексический анализ.

В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

2.

(1)  По пути домой стало думаться о бабушке. (2)  Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)  А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)  И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)  Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)  Про бабушку думать было больно. (7)  Но как помочь ей?

(8)  Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-⁠то теплело и таяло, там что-⁠то жгло и жгло.

(9)  3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)  Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)  И пришла ночь. (12)  Потушили свет. (13)  Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)  И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)  Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

—  (16)  Карточки! (17)  Куда подевались хлебные карточки? (18)  В синем платочке. (19)  Люди добрые! (20)  Ребятишки! (21)  Домой приду, они есть попросят! (22)  Хлебец дай, мамушка. (23)  А мамушка ихняя!..

(24)  Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

—  (25)  Люди добрые! (26)  Не дайте помереть! (27)  Петяня! (28)  Шура! (29)  Таечка!

(30)  Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)  Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял  — топнуть. (32)  Чтобы уж наверняка.

—  (33)  Хлебные карточки,  — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)  Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)  3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

—  (36)  Вот ваши карточки, бабаня. (37)  В синем платочке, да? (38)  Ваши в синем платочке? (39)  Это ваши, вы обронили. (40)  А я поднял. (41)  Вот видите, возьмите,  — настойчиво повторял он.  —  (42)  Все целые, берите.

(43)  Баба Дуня смолкла. (44)  Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45)  Не сразу пришли слова. (46)  «Мои, мои! (47)  Платочек мой, синий. (48)  Люди скажут. (49)  Мои карточки, я обронила. (50)  Спаси Христос, добрый человек!»

(51)  По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

—  (52)  Не надо плакать,  — громко сказал он.  —  (53)  Карточки целые. (54)  3ачем же плакать? (55)  Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)  Несите, поужинайте и ложитесь спать,  — говорил он, словно приказывал.  —  (57)  И спите спокойно. (58)  Спите.

(59)  Баба Дуня смолкла.

(60)  Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)  Его бил озноб. (62)  Какой-⁠то холод пронизывал до костей. (63)  И нельзя было согреться. (64)  Печка была ещё тепла. (65)  Он сидел у печки и плакал. (66)  Слёзы катились и катились. (67)  Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-⁠то ещё. (68)  Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)  Он плакал, вытирая слёзы кулаком.

Лексический анализ.

В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

3.

(1)  Вы когда-⁠нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)  Идёт невидимый мелкий дождь. (3)  А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)  Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)  На улице было скверно. (6)  Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)  А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)  Мальчик искал скрипку. (9)  И нашёл её. (10)  Она звучала в окне второго этажа. (11)  Он прислушался. (12)  Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)  Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)  Светилось только одно. (15)  Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)  Неожиданно кто-⁠то положил ему руку на плечо. (17)  Он вздрогнул и обернулся. (18)  На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)  В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

—  (20)Опять ждёшь Диану?  — спокойно спросила девочка.

(21)  Её голос заглушил скрипку. (22)  Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

—  Никого я не жду.

—  (23)  Неправда,  — не отступала девочка,  — чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

—  (24)  Я ходил за хлебом,  — ответил мальчик,  — вот видишь... хлеб.

—  (25)  Пойдём,  — уверенно сказала девочка.  —  (26)  Что мокнуть.

(27)  Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)  Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

—  (29)  Знаешь что,  — предложила она,  — пойдём ко мне. (30)  Я сыграю тебе ноктюрн. (31)  Мы будем пить чай.

(32)  Он ничего не ответил. (33)  Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)  И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)  Мы будем пить чай».

—  (36)  Так пойдём ко мне?  — робко повторила девочка.

—  (37)  Всё равно,  — сказал он.

—  (38)  Вот и хорошо!

(39)  Дождь не проходил. (40)  Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)  Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)  Город обмяк от дождя. (43)  А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)  Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)  Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)  Есть он или его нет. (47)  А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)  Всё складывалось очень хорошо. (49)  Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)  Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)  Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)  Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)  Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)  И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)  Всё пропало. (56)  И его самого уже нет...

(57)  В следующее мгновение он остановился. (58)  Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)  Потом он крикнул:

—  Пока!

(60)  И побежал.

—  (61)  Куда ты?.. (62)  А как же ноктюрн?  — крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)  Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)  Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе. (По Ю. Яковлеву)

Лексический анализ.

В предложениях 18–22 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

Ответы к задания можно найти здесь: https://dzen.ru/a/aRA5jaQ9n3tyyDLI

Не забываем подписаться на наш канал! Ставим лайк! Спасибо!