Danuvia Gépgyár (Машиностроительный завод "Данувия") — это крупный венгерский производитель, основанный в 1920 году, который исторически занимался производством огнестрельного оружия, станков и оборудования. Производство мотоциклов было относительно коротким, но значимым эпизодом в жизни завода.
I. Рождение "Данувии" из "Чепеля" (Csepel)
История "Данувии" неразрывно связана с комбинатом "Чепель" (Csepel) — главным центром венгерского мотоциклостроения.
В начале 1950-х годов завод "Чепель" (тогда он носил имя Матиаса Ракоши) столкнулся с проблемой нехватки мощностей для расширения производства 250-кубовых мотоциклов Pannonia (которые начинались как Csepel 250).
Было принято стратегическое решение:
- "Чепель" полностью концентрируется на выпуске мотоциклов Pannonia (250 см³) — среднего класса, ориентированных на экспорт.
- "Данувия" (расположенная в районе Будапешта Зугло) получает всю производственную линию для выпуска 125-кубовых легких мотоциклов.
Производство 125-кубовых моделей было передано на "Данувию" в 1954 году. Первые мотоциклы, собранные на новом месте, получили название D-Csepel 125 (буква D указывала на завод-производитель — Danuvia).
Уже в 1957 году, после небольшой модернизации, модель была окончательно переименована в Danuvia DV 125.
II. Danuvia DV 125: Конструкция и Характеристики
Модель Danuvia DV 125 стала самой массовой и известной в линейке. Это был классический легкий двухтактный мотоцикл, предназначенный для ежедневных поездок.
- Период выпуска 1958–1966 гг.
- Объем двигателя123 см³
- Тип двигателя Одноцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения.
- Мощность Около 5,5 л.с. (при 4300 об/мин)
- Трансмиссия 4-ступенчатая механическая коробка передач.
- Макс. скорость Около 85 км/ч.
- Вес Около 95 кг (сухая масса).
- Подвеска Телескопическая вилка спереди (на более поздних моделях), маятниковая подвеска сзади (в отличие от ранних "Хардтейлов" Csepel).
"Данувия" была максимально упрощена для массового и недорогого производства. Это был рабочий мотоцикл: экономичный, легкий в ремонте и доступный для широких слоев населения, особенно в сельской местности, где 250-кубовая "Паннония" считалась излишеством.
III. Значение для экономики ВНР и СЭВ
В отличие от "Паннонии", которая была главным экспортным продуктом и приносила валюту, "Данувия" выполняла другую, не менее важную, роль:
- Насыщение внутреннего рынка: Основная масса "Данувий" предназначалась для внутреннего рынка Венгрии и для удовлетворения спроса на легкий личный транспорт среди населения.
- Кооперация СЭВ: Хотя "Данувия" не поставлялась в СССР в таких промышленных масштабах, как "Паннония", она была частью программы специализации: Венгрия предоставляла легкий мотоцикл, а другие страны (например, Польша или ЧССР) концентрировались на других видах техники.
- Общий объем: За время производства было выпущено около 157 000 мотоциклов "Данувия", что является очень значительной цифрой для легкого класса в Венгрии.
__________________________________________________________________________________________
Партнером канала Мир спецтехники является компания "Глобал Импорт" - официальный дистрибьютор техники LiuGong в РФ. Глобал Импорт предлагает в России полный модельный ряд дорожно-строительной техники LiuGong.
Узнать больше о технике LiuGong вы можете на сайте компании Глобал Импорт www.liugong-vostok.ru или по тел: 8 800 222 65 77.
__________________________________________________________________________________________
IV. Завершение производства
Производство мотоциклов Danuvia было остановлено в 1966 году.
Основная причина та же, что и у "Паннонии", но сдвинута по времени:
- Устаревание и конкуренция: Базовая модель 125 см³ уже морально устарела. На рынок СЭВ хлынул поток более современных и мощных мотороллеров и легких мотоциклов.
- Перепрофилирование: Как и комбинат "Чепель", завод "Данувия" был переориентирован на свое основное производство — станки и военное оборудование (завод исторически специализировался на этом). Решение о сворачивании невыгодного и устаревающего мотоциклетного производства было принято на государственном уровне.
V. Идеальный план и неизбежный провал
Мотоцикл Danuvia DV 125 был рожден в рамках четкого государственного плана: создать два потока венгерского мотопрома. Pannonia — для престижного экспорта и валюты; Danuvia — для насыщения внутреннего рынка и удовлетворения потребностей простых граждан в доступном, надежном и экономичном транспорте. В этом смысле, "Данувия" стала идеальным народным мотоциклом, будучи значительно дешевле, чем Pannonia, и легче в обслуживании.
Однако именно эта экономическая целесообразность и стала причиной внезапного завершения проекта.
Экономика выиграла, мотоцикл проиграл
С середины 1960-х годов в странах СЭВ начало меняться представление о личном транспорте. Во-первых, легкие мотоциклы Danuvia столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны более современных и комфортабельных мопедов (таких как венгерская Berva) и, главное, мотороллеров (популярных в Чехословакии и Польше). Потребительский спрос смещался в сторону техники с лучшей ветрозащитой и комфортом.
Во-вторых, завод "Данувия" был стратегически важен для машиностроительного комплекса Венгрии. Удерживать производственные мощности для выпуска устаревающего, пусть и народного, мотоцикла стало экономически невыгодно. С точки зрения планового хозяйства, ресурсы завода были нужнее для производства высокоточных станков, оборудования и компонентов для приоритетных отраслей.
Остановка сборочного конвейера
Таким образом, "провал" плана заключался не в технических недостатках "Данувии", а в победе холодной экономической логики над романтикой народного мотоцикла. В 1966 году без громких объявлений сборочный конвейер Danuvia был остановлен. Завод сосредоточился на выполнении государственных заказов, а ниша легкого транспорта была отдана более дешевым и простым мопедам.
Несмотря на это, 157 тысяч произведенных мотоциклов Danuvia навсегда вошли в историю как символ доступности и практичности, оставив яркий, хотя и короткий, след на дорогах Венгерской Народной Республики.