Найти в Дзене
Отовсюду понемногу

Костел Святой Вероники

Костел Святой Вероники и монастырь бернардинцев – памятник каменной архитектуры позднего барокко, находится в деревне Селище (Ушачский район, Витебская область). Построен на берегу озера Янова. Главный фасад Монастырь бернардинцев в деревне Селище был основан в 1674 году хорунжим ВКЛ Жигимонтом Адамом Слушкой. В 1726-28 годах на пожертвоврания полоцкого подчашего Яна Рогозы бернардинцы начинают строительство каменного монастыря и костёла Святой Вероники. Стройка оказалась очень крупной даже по нынешним меркам и продолжалась вплоть до начала 19 века. Монастырь бернардинцев был закрыт в 1823 году, а храму была суждена более долгая жизнь. После раздела Речи Посполитой в 1831 году, эта земля отошла в подчинение России и костёл был переделан в православный храм. Храм частично перестроен в середине XIX в. С закрытием в 1867 году церкви в соседнем Кублішчыне, его утварь перенесена в костел Святой Вероники. Кровля и верх башен костела разрушен во Вторую мировую войну. По архитектурному стилю

Костел Святой Вероники и монастырь бернардинцев – памятник каменной архитектуры позднего барокко, находится в деревне Селище (Ушачский район, Витебская область). Построен на берегу озера Янова.

Главный фасад
Главный фасад

Монастырь бернардинцев в деревне Селище был основан в 1674 году хорунжим ВКЛ Жигимонтом Адамом Слушкой. В 1726-28 годах на пожертвоврания полоцкого подчашего Яна Рогозы бернардинцы начинают строительство каменного монастыря и костёла Святой Вероники. Стройка оказалась очень крупной даже по нынешним меркам и продолжалась вплоть до начала 19 века.

Монастырь бернардинцев был закрыт в 1823 году, а храму была суждена более долгая жизнь.

После раздела Речи Посполитой в 1831 году, эта земля отошла в подчинение России и костёл был переделан в православный храм.

Храм частично перестроен в середине XIX в. С закрытием в 1867 году церкви в соседнем Кублішчыне, его утварь перенесена в костел Святой Вероники. Кровля и верх башен костела разрушен во Вторую мировую войну.

По архитектурному стилю костел повторяет Полоцкий костел иезуитов. Главный фасад с двумя 3-ярусными башнями. 3-нефавая базилика с трансептам и полуциркульной 2-ярусной апсидой была поднята на высокий цоколь. Главный (восточный) фасад с двумя 3-яруснымі башнями, между которыми щит из 3-вугольным фронтоном, 2 валютами по бокам и арочным окном по центру.

Рассмотрим уникальные архитектурные элементы костела Святой Вероники.

Цилиндрические своды центрального нефа опираются на 4 массивных столба. Над нартексом на мощной арке размещены хоры, на которых когда-то стоял барочный орган.

Стены расчленены широкими пилястрами и лучковыми оконными проёмами. Внешний декор очень сдержанный, его позднебарочный характер представляют только чрезмерно утонченные пропорции ордерных пилястр. Полукруглая алтарная часть выделена в глубине центрального нефа между двумя сакристиями. Из 5 алтарей своими художественными качествами выделялся алтарь св. Антония, который находился в правом крыле трансепта. Он имел скульптурные группы в своём завершении и между шестью колоннами коринфского ордера. Скульптуры не сохранились, но сохранился сам алтарь как единственное напоминание о величии и помпезности барочного интерьера костёла.

Плоскость фасада наделена изысканной архитектурной пластикой: 3 яруса арочных экседраў, высокие лопатки, тонкапрафіляваныя карнизы, высокий арочный входной проем. Стены расчлененный широкими пилястрами и лучковыми окнами, которые на втором ярусе полуциркульную. Стены чляніліся в 2 яруса арочными (наверху) и лучковыми (внизу) окнами. Цилиндрические с распалубкамі сводчатые перекрытия нефов опирались на 4 массивные столбы и мощный перыметральны антаблемент. Апсида выделена из глубины центрального нефа между 2 сакрысціямі. 3 5 алтарей высокими художественными качествами выделялся алтарь Святого Антония со скульптурной группой в завершении и между 6 коринфскими колоннами. В главном алтаре был помещен привезенный из Кублішчынскага церкви икона Божией Матери в серебряной ризе, перед которым имелись коленопреклонения изображения спонсоров храма. Над нартэксам на мощной арке располагались хоры, на которых стоял барочный орган. Сакрысція выделялась богатым священническом аблачэннем с использованием слуцких поясов.

К костёлу с северной стороны примыкает здание монастырского корпуса – 2-этажное Г-образное в плане сооружение с высокой вальмовой крышей и коридорной планировкой.

Внешний вид в современное время

-3
-4

Вид внутри

-5
-6
-7

Костёл имеет довольно большие подвалы, которые повторяют 3-нефовую планировку костёла. Вход в подвалы – снаружи, в алтарной части и в сакристии. В костеле также имеется большое помещение под центральным нефом.