Найти в Дзене

Тестируем три Гелиоса(КМЗ vs Арсенал). Выбираем самый способный Биотар.

В общем сознании отечественных фоторафов закрепилось несколько мифов про объективы серии Гелиос с фокусным расстоянием близким к 50 мм: первый, что поздние объективы, особенно уже российского производства самые посредственные; второй, что ранние объективы без многослойного просветления сильно уступают последующим с приставком МС (т.е. имеющим мультипросветление); и третий, говорящий о том, что чуть ли не лучшими объективами серии Гелиос - были объективы киевского завода Арсенал. Сегодня у меня в руках три объектива: Все экземпляры объективов достаточно хорошие, Гелиос-103 вообще был выран из нескольких, как по состоянию, так и по качеству выходной картинки. Представим объективы поподробней: Для оценки общего качества картинки с объективов сняты две тестовые серии, первым во всех тестах идёт МС Гелиос-44К-4, вторым ранний Гелиос-44, последним Гелиос-103. Все съёмки производились на беззеркальный полнокадровый фотоаппарат: Sony a7 II. Съёмка велась на открытой диафрагме с использовани
Оглавление
Найдём самый способный из трёх.
Найдём самый способный из трёх.

В общем сознании отечественных фоторафов закрепилось несколько мифов про объективы серии Гелиос с фокусным расстоянием близким к 50 мм: первый, что поздние объективы, особенно уже российского производства самые посредственные; второй, что ранние объективы без многослойного просветления сильно уступают последующим с приставком МС (т.е. имеющим мультипросветление); и третий, говорящий о том, что чуть ли не лучшими объективами серии Гелиос - были объективы киевского завода Арсенал.

Сегодня у меня в руках три объектива:

  • Гелиос-44 58/2 производства КМЗ с/н: 0026998
  • МС Гелиос-44К-4 58/2 производства КМЗ с/н: 9513377
  • Гелиос-103 53/1,8 производства Арсенал с/н: 8335753

Все экземпляры объективов достаточно хорошие, Гелиос-103 вообще был выран из нескольких, как по состоянию, так и по качеству выходной картинки.

Но кто же лучший?
Но кто же лучший?

Представим объективы поподробней:

Гелиос-44

  • Фокусное расстояние: 58мм.
  • Максимальное значение диафрагмы: f2
  • Число лепестков диафрагмы: 13
  • Значения диафрагмы: f2-16
  • Минмальная дистанция фокусировки: 0,5 м.
  • Крепление объектива: резьба м39

МС Гелиос-44К-4

  • Фокусное расстояние: 58мм.
  • Максимальное значение диафрагмы: f2
  • Число лепестков диафрагмы: 6
  • Значения диафрагмы: f2-16
  • Минмальная дистанция фокусировки: 0,5 м.
  • Крепление объектива: байонет Pentax-K

Гелиос-103

  • Фокусное расстояние: 53мм.
  • Максимальное значение диафрагмы: f1.8
  • Число лепестков диафрагмы: 8
  • Значения диафрагмы: f1.8-22
  • Минмальная дистанция фокусировки: 0,8 м.
  • Крепление объектива: дальномерный байонет Киев-Contax

Общий контраст цветопередача и Боке.

Для оценки общего качества картинки с объективов сняты две тестовые серии, первым во всех тестах идёт МС Гелиос-44К-4, вторым ранний Гелиос-44, последним Гелиос-103.

Все съёмки производились на беззеркальный полнокадровый фотоаппарат: Sony a7 II. Съёмка велась на открытой диафрагме с использованием автоматического баланса белого с последующим выравниванием по плотности кадра. Все кадры сняты с близких дистанций,

Серия 1:

На серии 1 с фоном, более всего подходящим для демонстрации закручивания Боке, лучше всего показывает себя Ранний Гелиос-44, объектив достаточно сильно теплит картинку, имеет самый лучший контраст и наиболее выраженный эффект "вращения" в Боке, Гелиос-44к-4 наименее контрастный, имеет самую нейтральную цветопередачу, но так же неплохо демонстрирует эффект "вращения". Гелиос-103 второй по контрасту, при этом объектив сильно уводит цветопередачу в холодные тона (синит) и показывает самый слабый эффект "вращения".

Серия 2:

На серии 2, выбранной для демонстрации отработки световых пятен в зоне нерезкости, опять лидирует ранний Гелиос-44, выдаёт самое красочное Боке с хорошей проработкой бликов на воде и точечных источников, отличается сочной, цветастой и наиболее контрастной картинкой. Чуть хуже показывает себя Гелиос-44к-4, как и ранее картинка менее контрастная, боке менее сочное с боле сдержанным характером визуализации источников света и дорожек бликов на воде, но при этом всё ещё с достаточным художественным эффектом.

А вот Гелиос-103 тут аутсайдер. как только рядом есть два аналогичных по эффекту объектива, становится понятно, что он самый бедный на проработку бликов, дорожки света на воде он отработал хуже всех. Картинку он "холодит", как и в предыдущем примере.

Тест резкости изображения

Для тестов на резкость мною была использована мира (тестовая таблица) по стандарту ISO 12233.

Для трёх объективов были сделаны тестовые снмки на полностью открытой диафрагме и на значении f8. Кроме полноразмерных снимков в галереях содержаться 100% кроп центра кадра с вставкой 200% кропа центрального участка с тестовой линией разрешения в правом верхнем углу и 100% кроп наиболее резкого диагонального краевого участка. Для примера диагонального кропа был выбран самый лучший участок у каждого из объективов.

Гелиос-44К-4

Раний Гелиос-44

Гелиос-103

В данном тесте безоговорочным лиером является Гелиос-44К-4 КМЗ. На открытой диафрагме он самый резкий и в то же время самый равномерный по полю кадра. На f8 он даёт и вовсе замечательный результат, центр кадра ещё сильнее улучшается, резкость появляется по всему полю кадра, даже диагональный край выглядит хорошо.

Ранний Гелиос-44 выдаёт хоть меньшую, но приличную резкость по центру на открытой диафрагме, но по полю слишком неравномерен, диагональные края слабые по резкости, виден значительный софт-эффект. На значении f8 резкость выравнивется на всём поле кадра, так же края кадра выглядят более пристойно, софт-эффект пропадает почти полностью. Но дотянуться до показателей Гелиос-44К-4 его более возрастному собрату не суждено, он хуже и в центре и по краю.

А вот Гелиос-103 так и остаётся аутсайдером и в этом тесте. Резкость по центру у него самая слабая из всех объективов, мелкие детали он практически не разрешает. Он более равномерен по полю, чем ранний Гелиос-44, даже выдаёт самую лучшую резкость по центру кадра на f8, но край кадра всё равно чуть хуже, чем у Гелиос-44К-4, а преимущество по центру перед последним не столь значительно.

Краткие выводы и общие заключения:

По итогу всё не совсем в точности так, как преподносят нам мифы и устоявшиеся стереотипы.

Ранний Гелиос-44, не взирая на отсутствие мультипросветления, всё же выдаёт достаточно резкое изображение на открытой диафрагме, достаточное например для сцен с центральной композицией и эффектом "закручивания", при этом выдаёт самое приятное Боке и самую сочную картинку. Для схемы Биотар и художественной съёмки это безусловно лучший объектив в этой подборке.

Более поздний МС Гелиос-44К-4, страдая от слабого контраста (скорее всего из-за недостаточного чернения внутренний поверхностей, что можно поправить грамотной доработкой), в то же время достаточно резкий, неплохо собранный по конструкции и всё ещё оличный художественный объектив, особенно на камерах с байонетом Pentax-K.

А вот Гелиос-103, не смотря на низкую цену, самый в этой подборке неудачный. Он сочетает одновременное отсутстве резкости на открытой диафрагме, неимение многолепестковой диафрагмы, что б исправить этот недостаток на прикрытой, слабый эффект "закрученного боке", неудачное крепение объектива, требующее "выдрать" часть фотоаппарата для изготовления адаптера, невзрачную отделку и посредственный конструктив. И самое главное, даже закрыв глаза на специфический переходник и использованный в нём низкокачественный геликоид камер Киев, объективом неудобно работать, хотя со схожим по размеру дальномерным Юпитер-8 таких трудностей не возникает, всему виной неудачные насечки и форма колец. Как и для большинства изделий завода Арсенал, тут явно прослеживается необходимость иметь особые щупальца вместо рук.

Небольшая галерея фотографий, снятых на эти объективы:

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь, ставьте лайки и предлагайте темы для будущих статей в комментариях, все предложения будут рассмотрены! Всем удачных снимков, с Вами была Занимательная Фототехника, до новых встреч!