Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Самая невезучая и самая удачливая

Владимир Врубель Вайолет Констанс Джессоп родилась в пампасах недалеко от Байя-Бланка в Аргентине. Она была старшей из девяти детей ирландских эмигрантов Уильяма и Кэтрин Джессоп.
Двое из восьми её братьев и сестёр умерли в младенчестве, а когда Вайолет в детстве заболела туберкулёзом, врачи предсказали, что ей осталось жить всего несколько месяцев. Но вопреки зловещему прогнозу она выжила.
В 1903 году отец, занимавшийся овцеводством, умер. Вдова перевезла семью в Англию, где Вайолет поступила в монастырскую школу учиться на медсестру.
Чтобы прокормить семью, Кэтрин Джессоп устроилась стюардессой в лондонскую судоходную компанию «Royal Mail Line», оставив Вайолет как старшую, присматривать за младшими.
В 1908 году мать серьёзно заболела, и обязанность зарабатывать легла на плечи старшей дочери. Она решила пойти по стопам матери и тоже стать стюардессой.
В «Royal Mail Line» её не взяли из-за слишком красивой внешности: руководство опасалось проблем среди экипажа и пассажиров из
Оглавление

Владимир Врубель

Вайолет Констанс Джессоп родилась в пампасах недалеко от Байя-Бланка в Аргентине. Она была старшей из девяти детей ирландских эмигрантов Уильяма и Кэтрин Джессоп.

Двое из восьми её братьев и сестёр умерли в младенчестве, а когда Вайолет в детстве заболела туберкулёзом, врачи предсказали, что ей осталось жить всего несколько месяцев. Но вопреки зловещему прогнозу она выжила.

В 1903 году отец, занимавшийся овцеводством, умер. Вдова перевезла семью в Англию, где Вайолет поступила в монастырскую школу учиться на медсестру.

Чтобы прокормить семью, Кэтрин Джессоп устроилась стюардессой в лондонскую судоходную компанию «Royal Mail Line», оставив Вайолет как старшую, присматривать за младшими.

В 1908 году мать серьёзно заболела, и обязанность зарабатывать легла на плечи старшей дочери. Она решила пойти по стопам матери и тоже стать стюардессой.

В «Royal Mail Line» её не взяли из-за слишком красивой внешности: руководство опасалось проблем среди экипажа и пассажиров из;за эффектной ирландки.

Тогда она попробовала устроиться в другую пароходную компанию, придя на собеседование как можно менее привлекательной и без макияжа.

Ей повезло: в 1910 году её приняли на работу в «White Star Line». Вайолет назначили стюардессой на океанский лайнер «Олимпик» — головное судно серии из трёх самых амбициозных и роскошных пассажирских кораблей.

Во время одного из рейсов 20 сентября 1911 года «Олимпик» столкнулся в проливе Солент с крейсером «Хоук».

Столкновение произошло, когда оба судна шли параллельными курсами; при повороте «Олимпика» нос крейсера ударил по борту лайнера, пробив две большие пробоины.

Несмотря на затопление двух водонепроницаемых отсеков и искривление гребного вала, «Олимпик» смог своим ходом вернуться в Саутгемптон. Военные обвинили в столкновении гражданских и выиграли суд.

К счастью, и крейсер, и лайнер, несмотря на серьёзные повреждения, не затонули; оба корабля поставили на ремонт.

Капитана «Олимпика» Эдварда Смита спустя семь месяцев, после окончания судебного разбирательства, назначили капитаном однотипного «Титаника». О «Титанике» написано много, поэтому я повторяться не стану.

Несмотря на аварию, Джессоп хотела продолжить работу на «Олимпике» после ремонта, но друзья уговорили её перейти на ещё более новый и роскошный лайнер — «Титаник».

Результат столкновения двух кораблей во многом послужил рекламой лайнеров: публика убедилась, что они «непотопляемы», и в это поверила, в том числе и Джессоп.

Экипаж «Титаника» насчитывал около 900 человек, в том числе 23 стюардессы. Вайолет обслуживала дам первого класса и убирала двенадцать кают.

Она работала по семнадцать часов в сутки, получая скромную плату — два фунта десять шиллингов в месяц; питание было бесплатным, а пассажиры иногда давали чаевые.

Капитан Эдвард Джон Смит получал зарплату в пятьдесят раз больше. Сравнивать ответственность и знания капитана и стюардессы бессмысленно — я лишь привожу соотношение зарплат.

Красавица-ирландка с серо-голубыми глазами и роскошными каштановыми волосами в первом же рейсе получила три предложения руки и сердца, но все отвергла.

14 апреля 1912 года в 23:39 вахтенный Фредерик Флит заметил айсберг прямо по курсу и поднял тревогу, доложив на мостик.

Через минуту судно столкнулось с айсбергом; были затоплены пять носовых отсеков, на что система непотопляемости лайнера не была рассчитана. В это время Вайолет лежала в койке.

Она писала, что обычно перед сном любит подышать свежим воздухом на палубе, и что «если солнце не светило так ярко на четвёртый день и вечером в воздухе ощущался лёгкий холод, это только подчёркивало тепло и роскошь внутри».

Во время первого рейса на «Титанике» она взяла с собой листок с переводом еврейской молитвы, который подарила ей старая ирландка.

Устроившись в койке, она прочитала молитву, а затем попросила прочитать её соседку по каюте, тоже стюардессу.

По словам Вайолет, это была странно составленная молитва, призванная защитить её от огня и воды. Вайолет была набожной католичкой, всегда носила чётки в фартуке и твёрдо верила в силу молитвы.

На «Титанике» она делила каюту с Энн Тернбулл. После тяжёлого рабочего дня обе женщины, изнурённые, рухнули на кровати.

В 23:40 их разбудил громкий шум в коридоре. Они поняли: что;то случилось, но не думали о чём-то страшном.

Стюардессы поспешили проверить, тепло ли одеты женщины и дети, за которых они отвечали, есть ли у них спасательные жилеты, и вернулись в каюту, чтобы убрать койки.

Коллега-стюард постучал в их дверь и крикнул, что корабль тонет. Им приказали немедленно сопроводить пассажиров на палубу.

-2

Вайолет вспоминала: «Мне приказали подняться на палубу. Пассажиры спокойно прогуливались вокруг. Я стояла у переборки вместе с другими стюардессами, наблюдая, как женщины обнимаются со своими мужьями, прежде чем их посадят в шлюпки вместе с детьми».

Один из офицеров корабля, шестой помощник капитана Джеймс Пол, бесполезно пытался объяснить группе пассажирок, не знавших английского, как нужно садиться в шлюпки.

Увидев Джессоп, он приказал ей показать женщинам, как им следует занять места в шлюпке. Когда она это сделала, он велел ей остаться в шлюпке и вручил закутанного в одеяло ребёнка со словами: «Мисс Джессоп, позаботьтесь об этом малыше!».

Шлюпку спустили на воду. Вайолет крепко прижимала к пробковому жилету чужого ребёнка. Она заворожённо смотрела, как «Титаник» шёл ко дну: «словно одним взглядом я могла удержать его на плаву».

Восемь часов смертельного ужаса провели женщины в шлюпке, пока их не спасла команда парохода «Карпатия», первая принявшая сигнал бедствия. На борту «Карпатии» она узнала, что большая часть экипажа «Титаника» погибла.

Вайолет была так измучена и ошеломлена, что никак не среагировала, когда к ней внезапно подбежала женщина, в слезах схватила ребёнка, которого стюардесса всё ещё держала на руках, и скрылась в толпе на палубе, не сказав ни слова благодарности.

«Я была слишком застывшей и оцепенелой, чтобы считать странным, что эта женщина не остановилась, чтобы сказать «спасибо», — написала она в мемуарах. Видимо, в суматохе мать оставила ребёнка на палубе «Титаника».

Больше Вайолет никогда не видела ни эту женщину, ни младенца. На «Карпатии» находился полный комплект пассажиров, и когда к ним присоединились спасённые с «Титаника», стало тесно; гигиенические условия, естественно, ухудшились. Вайолет пожалела, что не взяла с собой зубную щётку.

Много лет спустя в её квартире раздался телефонный звонок. Женский голос спросил: «Вы — та самая Вайолет Джессоп, которая спасла ребёнка с «Титаника»?» Когда она ответила: «Да», смеющийся голос произнёс: «Я была тем ребёнком», — и раздались короткие гудки.

Вайолет осталась в недоумении от звонка. Её друг Джон Макстон-Грэм считал, что, скорее всего, над ней неумно подшутили какие;то дети в деревне.

Исследователи выяснили, что ребёнок был пятимесячным сыном пассажирки третьего класса Тельмы Томас Асадом. Но, наверное, её воспитание и культура были такими, что она не поблагодарила Вайолет за спасение ребёнка.

Когда началась Первая мировая война, Вайолет Джессоп вспомнила о своём медицинском образовании и устроилась в Британский Красный Крест медсестрой.

Её направили на лайнер «Британник», который во время войны был переоборудован в госпитальное судно. Это был третий из серии знаменитых лайнеров — «Олимпик», «Титаник» и «Британник» — и на всех трёх ей довелось плавать.

Утром 21 ноября 1916 года Вайолет почувствовала сильное сотрясение корпуса судна. Она выбежала наверх и увидела суматоху на верхней палубе.

Капитан Чарльз Бартлетт появился на мостике ещё в пижаме и скомандовал немедленно готовить раненых к эвакуации. Лайнер подорвался на немецкой мине и начал тонуть.

Люди расхватали спасательные жилеты и бросились к шлюпкам. Джессоп вспомнила «Карпатию», вернулась в каюту и сунула в карман зубную щётку. Только после этого она побежала занимать своё место в шлюпке.

«Британник» затонул в течение часа.

Вайолет, со своим опытом кораблекрушений, держалась спокойнее, чем остальные вокруг неё. Вдруг она с изумлением увидела, как люди в её шлюпке в дикой панике начали прыгать в воду.

Джессоп обернулась и поняла причину ужаса: капитан «Британника» хотел как можно ближе подойти к берегу и дал команду «Полный вперёд». Но судно уже начало погружаться носовой частью.

Огромные винты продолжали вращаться, создавая водоворот, в котором они ломали всё, что приближалось.

Вайолет последовала примеру остальных и прыгнула в воду; она глубоко погрузилась, а при всплытии почувствовала три сильных удара по голове — очевидно, сталкивалась с килями спасательных шлюпок.

Ей удалось отплыть на безопасное расстояние от винтов. В мемуарах она писала: «Первое, что я увидела, — это расколотую голову. Оторванные конечности плавали повсюду».

Потом она увидела, как тонет её третий лайнер: «Нос медленно погружался в воду. Все палубные механизмы падали в море, как детские игрушки. Затем судно сделало страшный рывок, его корма поднялась на сотни футов в воздух, и с последним ревом оно исчезло в глубине».

Чьи;то сильные руки вытащили её из воды на моторную лодку. У неё был глубокий порез на ноге, но в остальном она казалась в порядке.

Только спустя годы врач, к которому она обратилась из;за постоянных головных болей, обнаружил признаки былой травмы черепа — вероятная трещина, которая затем зажила. Густые волосы, возможно, спасли её от ещё большей травмы.

Казалось бы, после трёх таких приключений она никогда не решится снова выходить в море, но Вайолет продолжала работать стюардессой на судах различных пароходных компаний до 1950 года.

В 36 лет она вышла замуж за стюарда Джона Джеймса Льюиса, который плавал с ней; брак продлился всего год, и Вайолет развелась. Детей у них не было.

После 42 лет, проведённых в море, Джессоп вышла на пенсию и поселилась в тихой деревушке Грейт;Эшфилд в графстве Саффолк, купив коттедж XVI века с соломенной крышей.

Она наполнила дом сувенирами из плаваний и заботилась о курах-несушках и саде. Продажа яиц давала ей небольшой дополнительный доход.

В 1958 году вышел фильм «Незабываемая ночь» о гибели «Титаника», и Джессоп дала интервью журналу Woman Magazine (19 июля 1958).

Она умерла от сердечной недостаточности 5 мая 1971 года в возрасте 83 лет. После её смерти родственники обнаружили рукописные мемуары Вайолет, которые в 1997 году опубликовали под названием «Выжившая на “Титанике”».

О ней стало широко известно под именем «Мисс Непотопляемость».

Чей снимок, не знаю, нашёл в интернете.
Чей снимок, не знаю, нашёл в интернете.

Читая о злоключениях красавицы-ирландки, я вспомнил о трагедии, случившейся в 1986 году, когда в тёплой августовской воде  Чёрного моря  недалеко от берега утонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов».

Пассажирский лайнер «Титаник» утонул в ледяных водах Северной Атлантики, вдали от берегов, зато рядом с айсбергами. Температура воды была минус 2 градуса  по Цельсию.

Сравнивать эти два крушения сложно из-за разных условий, времени гибели судов после образования пробоины. В своё время я читал записки тех, кто выжил во время гибели «Адмирала Нахимова» и «Титаника».

Из экипажа «Адмирала Нахимова» погибло 18,5 % личного состава.

Из экипажа «Титаника» погибло 76, 7%  личного состава. Причина гибели свыше двух третей экипажа лайнера в том, что офицеры и матросы до последнего момента спасали пассажиров.

Из общего числа людей на «Адмирале Нахимове» погибло 32, 62 % мужчин.

Из общего числа людей на «Титанике» погибло 82% мужчин. Причина такого большого числа погибших мужчин в том, что они уступали свои места в шлюпках женщинам и детям.

На «Адмирале Нахимове» женщин погибло 52, 25 %. В некоторых записках говорится, что мужчины вырывали у женщин средства спасения.

На «Титанике» женщин погибло 26 %, это в два раза меньше, чем на «Адмирале Нахимове».

Закона «женщин и детей спасать в первую очередь» не существует.

Действуют только нравственные нормы, основанные на идее рыцарства и убеждении, что мужчины должны защищать и ценить жизни женщин и детей,

поэтому мужчины на «Титанике» отдавали приоритет безопасности женщин и детей, часто жертвуя при этом собственной жизнью.

Где-то эти нормы срабатывают, а где-то – нет.

Ч. 3 Размышления о трагедиях в море (Владимир Врубель) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Другие рассказы автора на канале:

Николай Тимофеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен




Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен