ВАЗ-21218 — это специальная модификация знаменитой «Нивы», которая выделяется одной ключевой особенностью.
Общее описание
ВАЗ-21218 «Нива» — это версия автомобиля ВАЗ-2121, оснащенная дизельным двигателем. Это была попытка АвтоВАЗа предложить рынку более экономичный и тяговитый вариант легендарного внедорожника.
Главная особенность: Двигатель
· Двигатель: Дизельный, марки ВАЗ-341.
· Тип: 4-цилиндровый, рядный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (интеркулером).
· Объем: 1,52 литра.
· Мощность: ~ 80 л.с. при 4600 об/мин.
· Крутящий момент: ~ 120 Нм при 3500 об/мин. Для дизеля характерна хорошая тяга на "низах".
Происхождение мотора: Этот двигатель был разработан на Волжском автозаводе на базе бензинового двигателя ВАЗ-2103. Это был достаточно уникальный, но и довольно сложный в производстве и обслуживании агрегат.
История и предназначение
· Разработка: Работы над дизельным двигателем для «Нивы» велись еще в 1980-х годах.
· Производство: ВАЗ-21218 выпускался очень ограниченными партиями в 1990-х - начале 2000-х годов. Массовым он никогда не был.
· Целевая аудитория: Предназначался в первую очередь для эксплуатации в сельской местности, для силовых структур, а также для экспорта в страны, где дизельное топливо было более популярно или дешево, чем бензин.
Технические характеристики (отличия от бензиновой "Нивы")
Помимо двигателя, остальные узлы были в основном такими же, как у стандартной ВАЗ-21213/21214 того времени:
· КПП: 5-ступенчатая механическая (адаптированная под характеристики дизеля).
· Привод: Постоянный полный (4x4) с блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей.
· Подвеска: Аналогична бензиновым моделям.
· Кузов: 3-дверный, несущий.
Плюсы и минусы ВАЗ-21218
Плюсы:
1. Экономичность: Дизельный двигатель потреблял заметно меньше топлива (примерно 7-9 л/100 км против 10-13 у бензиновых версий), особенно в режиме постоянных нагрузок.
2. Высокая тяга на низких оборотах: Характерная для дизелей особенность, которая могла быть полезна при езде по бездорожью, буксировке или движении под нагрузкой.
3. Долговечность: При правильном обслуживании дизельные двигатели часто имеют больший ресурс, чем бензиновые.
4. Редкость и уникальность: Сегодня ВАЗ-21218 — это коллекционный автомобиль для настоящих ценителей и фанатов марки.
Минусы:
1. Ненадежность двигателя ВАЗ-341: Это был главный недостаток модели. Мотор был сложным, капризным и не отличался высокой надежностью. Запчасти к нему были дефицитом даже тогда, а сегодня найти их очень сложно.
2. Шум и вибрации: Дизель работал значительно шумнее и "жестче", чем бензиновые аналоги, что снижало и без того невысокий комфорт.
3. Низкая ликвидность: Из-за проблем с двигателем продать такую "Ниву" было сложно.
4. Слабая динамика: Несмотря на хорошую тягу, максимальная скорость и разгон были хуже, чем у бензиновых версий.
ВАЗ-21218 сегодня
На сегодняшний день ВАЗ-21218 — это большая редкость.
· Большинство этих автомобилей либо уже отправились на утилизацию из-за проблем с двигателем, либо были переоборудованы владельцами под более распространенные и надежные бензиновые двигатели (например, ВАЗ-21213, 21214).
· Найти оригинальный, "живой" и не тронутый ВАЗ-21218 — большая удача для коллекционера.
· Цена на такой экземпляр будет скорее определяться его раритетностью, а не практической ценностью.
Итог
ВАЗ-21218 — это интересная, но неудачная с инженерной и коммерческой точки зрения попытка создания дизельной "Нивы". Недостатки собственного дизельного двигателя ВАЗ-341 перевесили все его преимущества в экономичности. Эта модель так и осталась экзотическим и малораспространенным казусом в долгой и славной истории "Нивы". Для практического использования сегодня гораздо целесообразнее look at обычную бензиновую "Ниву" или автомобиль с конверсией на современный дизельный двигатель от другого производителя.