Найти в Дзене

E‑grocery в России: кто лидирует на рынке онлайн‑продаж продуктов

Рынок онлайн‑торговли продуктами питания в РФ демонстрирует неоднозначную динамику.  Исследование компании Easy Commerce (технологический партнёр Okkam) показало: сервисы доставки наращивают обороты, онлайн‑ритейлеры показывают уверенный рост, а маркетплейсы пока отстают. Анализ охватывал период с ноября 2024 по июль 2025 года. Эксперты изучили динамику в 30 товарных категориях на трёх типах площадок: ✅ сервисы быстрой доставки («Лавка», «Самокат», Ozon Fresh); ✅ онлайн‑ритейлеры («Магнит», «Пятёрочка», «Купер» [включает «Ашан», «Перекрёсток», «Метро», «Ленту»]); ✅ маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет). Ключевые параметры: рост продаж, расширение ассортимента, количество торговых точек. Кто растёт, а кто отстаёт: динамика оборотов 1️⃣ Сервисы доставки: среднемесячный рост продаж — 1,2%. 2️⃣Онлайн‑ритейлеры: более высокие темпы — 2% в месяц. 3️⃣ Маркетплейсы: снижение оборота в среднем на 0,1% ежемесячно. Почему маркетплейсы уступают? Они вышли на рынок e‑grocery сравнит

Рынок онлайн‑торговли продуктами питания в РФ демонстрирует неоднозначную динамику. 

Исследование компании Easy Commerce (технологический партнёр Okkam) показало: сервисы доставки наращивают обороты, онлайн‑ритейлеры показывают уверенный рост, а маркетплейсы пока отстают.

Анализ охватывал период с ноября 2024 по июль 2025 года. Эксперты изучили динамику в 30 товарных категориях на трёх типах площадок:

✅ сервисы быстрой доставки («Лавка», «Самокат», Ozon Fresh);

✅ онлайн‑ритейлеры («Магнит», «Пятёрочка», «Купер» [включает «Ашан», «Перекрёсток», «Метро», «Ленту»]);

✅ маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет).

Ключевые параметры: рост продаж, расширение ассортимента, количество торговых точек.

Кто растёт, а кто отстаёт: динамика оборотов

1️⃣ Сервисы доставки: среднемесячный рост продаж — 1,2%.

2️⃣Онлайн‑ритейлеры: более высокие темпы — 2% в месяц.

3️⃣ Маркетплейсы: снижение оборота в среднем на 0,1% ежемесячно.

Почему маркетплейсы уступают? Они вышли на рынок e‑grocery сравнительно недавно и не делают на него ключевую ставку, рассматривая как одну из многих категорий.

Ассортимент и цены: где шире выбор и что дороже

Маркетплейсы предлагают самый широкий ассортимент: в июле 2025 года — свыше 20 тыс. брендов. Однако за исследуемый период их число сократилось на 1,5%.

Торговые сети: 5,6 тыс. брендов.

Сервисы доставки: 1,6 тыс. брендов.

При этом онлайн‑ритейлеры и сервисы доставки нарастили ассортимент: +6% и +4,5% соответственно (ноябрь 2024 — июль 2025).

Цены заметно различаются:

маркетплейсы — в среднем 613 руб. за товар;

сервисы доставки — 210 руб.;

торговые сети — 175 руб..

Причина — преобладание премиальных брендов на маркетплейсах.

Рост цен по каналам продаж

✅ Ритейлеры: +2,5% в месяц.

✅ Маркетплейсы: +0,7%.

✅ Доставка: +1,5%.

Лидеры роста по площадкам

➡️ Онлайн‑ритейлеры:

«Пятёрочка»: +4,1% среднемесячного роста выручки;

«Магнит»: +3,8%;

«Купер»: −3,6% (снижение).

➡️ Маркетплейсы:

Яндекс Маркет: +1,1% за полгода;

Ozon: +0,6%;

Wildberries: −0,9%.

➡️ Сервисы доставки:

Яндекс Лавка: +1,7%;

Ozon Fresh: +1,2%;

«Самокат»: +0,5%.

Что покупают на разных площадках

✔️ Онлайн‑ритейлеры:

«Магнит»: растительные альтернативы мясу (+9,2%);

«Пятёрочка»: хлопья (+12%);

«Купер»: майонез (+12%).

✔️ Маркетплейсы (преобладают товары с долгим сроком хранения):

Ozon: драже (+28%), шоколадные яйца (+20%);

Wildberries: детские каши (+14%), кофе (+9%);

Яндекс Маркет: бакалея (+26%), моментальные супы (+24%).

✔️ Сервисы доставки:

«Самокат»: шоколадные батончики (+9,5%), заправки для салата (+8,3%);

Ozon Fresh: замороженные полуфабрикаты (+9%), крекеры (+8%);

Яндекс Лавка: молотый кофе (+10%), ореховые пасты и урбеч (+9%).

Расширение сети: где больше точек

За 9 месяцев:

торговые точки (с доставкой) — рост на 6,5%;

пункты выдачи маркетплейсов — на 6,6%;

дарксторы (сервисы доставки) — на 5,2%.

Маркетплейсы лидируют по числу точек, но не могут конвертировать охват в рост продаж.

Стратегия для брендов: 4 ключевых принципа

Выбирайте канал под продукт:

доставка («Лавка», «Самокат») — импульсные покупки (кофе, снеки);

ритейл («Пятёрочка», «Магнит») — массмаркет;

маркетплейсы (Ozon, Wildberries) — премиум и нишевые товары.

Адаптируйте ассортимент:

ритейл — повседневный спрос;

маркетплейсы — товары с долгим сроком хранения;

доставка — «быстрые» категории.

Контролируйте цены:

ритейл: рост +2,5% в месяц — важно следить за конкурентами;

маркетплейсы: высокий ценник, рост +0,7% — ставка на премиальность;

доставка: умеренная инфляция +1,5% — акцент на доступность.

Следите за трендами цен: быстрее всего дорожают растительные продукты, сладости, кофе и бакалея.

Выводы

Сервисы доставки и ритейл растут, маркетплейсы отстают.

Самые высокие цены — на маркетплейсах, самый быстрый рост цен — в ритейле.

Ключевые тренды: спрос на растительные продукты, кофе и сладости.

В 2025–2026 годах сервисы доставки, вероятно, сохранят лидерство по обороту. Маркетплейсы смогут усилить позиции при пересмотре стратегии.

Оригинал статьи🤏

БАРБОЛИН №1 В ДАРКСТОРАХ

-2

-3

-4
-5