Найти в Дзене
Записки Айтишника

Симпатичная ламовая радиола — «Симфония 003»

На протяжении десятилетий советская радиопромышленность создавала образцы аудиотехники, становившиеся эталоном для своей эпохи. Одной из таких знаковых моделей по праву считается сетевая ламповая радиола «Симфония-003» — стереофонический комплекс высшего класса, производство которого было начато в 1971 году на Рижском заводе «Радиотехника». Этот аппарат, представлявший собой развитие предыдущей удачной модели «Симфония-2», вобрал в себя значительные технические усовершенствования и по сей день остается предметом гордости коллекционеров и ценителей лампового звука. «Симфония-003» являлась мощной и внушительной системой, состоявшей из центрального блока и двух выносных акустических систем. Габариты основного блока достигали 795x525x375 мм при массе 37 кг, что говорит о фундаментальном и тщательном подходе к проектированию. Аппарат работал от сети переменного тока и обладал потребляемой мощностью до 160 Вт. Основу усилителя мощности составляли лампы 6П14П, собранные по ультралинейной с

На протяжении десятилетий советская радиопромышленность создавала образцы аудиотехники, становившиеся эталоном для своей эпохи. Одной из таких знаковых моделей по праву считается сетевая ламповая радиола «Симфония-003» — стереофонический комплекс высшего класса, производство которого было начато в 1971 году на Рижском заводе «Радиотехника». Этот аппарат, представлявший собой развитие предыдущей удачной модели «Симфония-2», вобрал в себя значительные технические усовершенствования и по сей день остается предметом гордости коллекционеров и ценителей лампового звука.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

«Симфония-003» являлась мощной и внушительной системой, состоявшей из центрального блока и двух выносных акустических систем. Габариты основного блока достигали 795x525x375 мм при массе 37 кг, что говорит о фундаментальном и тщательном подходе к проектированию. Аппарат работал от сети переменного тока и обладал потребляемой мощностью до 160 Вт. Основу усилителя мощности составляли лампы 6П14П, собранные по ультралинейной схеме с автосмещением, что гарантировало номинальную выходную мощность 4 Вт на канал и максимальную — 8 Вт. Радиола предлагала широкий набор вещательных диапазонов: ДВ, СВ, четыре поддиапазона КВ и УКВ (ЧМ). Чувствительность приемника была весьма высокой по меркам того времени: в AM-диапазонах — 30 мкВ, а в ЧМ-диапазоне — 2.5 мкВ. Полоса воспроизводимых частот изменялась в зависимости от источника сигнала: при проигрывании грампластинок или приеме ЧМ-радиостанций она составляла 40–15000 Гц, а в AM-диапазонах сокращалась до 40–7000 Гц.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Трехполосные акустические системы закрытого типа выступали важным компонентом всего комплекса. По сравнению с моделью «Симфония-2» их размеры были уменьшены, но это не помешало инженерам достичь превосходных звуковых характеристик. Каждая колонка имела размеры 790x350x285 мм и весила 14.5 кг. Внутри каждой из них устанавливались три динамические головки: низкочастотная 6ГД-2 (в ранних версиях иногда применялся 5ГД-3), среднечастотная 3ГД-1 и высокочастотная 1ГД-3.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Благодаря высокой чувствительности головок, акустическая система развивала звуковое давление 112 дБ на расстоянии 1 метр при подаваемой мощности всего 4 Вт. Это означало, что даже при номинальной мощности усилителя радиола была способна обеспечить очень громкий и насыщенный звук. Конструкция акустики, предусматривавшая использование специальных резонаторов для выравнивания амплитудно-частотной характеристики в зоне низких частот, была тщательно продумана инженерами для достижения качественного звукового воспроизведения.

-4

Как уже упоминалось, «Симфония-003» была прямой преемницей модели «Симфония-2» и унаследовала ее лучшие качества, но при этом получила ряд существенных улучшений. Помимо отмеченных изменений в акустическом оформлении, разработчики усовершенствовали общую электрическую схему аппарата. Вместо предыдущего переключателя диапазонов стал применяться более современный и комфортный кнопочный вариант.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Серьезной модернизации подверглось электропроигрывающее устройство (ЭПУ): вместо устаревшей модели инженеры внедрили более совершенный механизм II-ЭПУ-52С, обладавший функцией автостопа. Это повышало удобство эксплуатации и общую надежность устройства при прослушивании виниловых пластинок. Стоит добавить, что для поставок за рубеж эта радиола выпускалась под наименованием «Rigonda-Bolshoi». В экспортном исполнении были изменены частоты УКВ и КВ поддиапазонов в соответствии с международными стандартами, а все надписи на лицевой панели выполнялись на английском языке. В 1976 году свет увидела небольшая партия радиол «Симфония-003М», которые почти не имели отличий от базовой модели, что служит доказательством успешности и продуманности исходной конструкции.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

«Симфония-003» продолжает оставаться одним из самых ярких представителей эпохи ламповой звуковой аппаратуры в Советском Союзе. Она олицетворяет стремление инженеров того времени к созданию высококлассной бытовой техники, способной соревноваться с лучшими зарубежными аналогами. Даже сегодня, по прошествии многих лет, эти радиолы, благодаря своему характерному «теплому» звучанию и добротной сборке, являются желанными экземплярами для коллекционеров и меломанов, ценящих винтажный звук. Ее разработка и эволюция от «Симфонии-2» показывают последовательный путь улучшений и оптимизаций, итогом которого стало появление аппарата по-настоящему высшего класса для своего времени.

На Авито радиола ценится:

Фото: Авито
Фото: Авито

Поставим лайк Симфонии?