Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Курское Посеймье: Забытое государство Северских славян на Сейме

Представьте себе не холст, а землю. Бескрайнюю, плодородную лесостепь, прорезанную лентой реки Сейм. Это — Посеймье. Место, где ветер шепчет на языке, забытом даже легендами, а земля хранит тайны народа, который исчез, растворившись в истории, но чья тень до сих пор простирается над этими просторами. Это история не о царстве, а о государстве духа, выкованном между молотом степи и наковальней леса. История племени северян. Начнем с парадокса, который сводил с ума многих летописцев. Северяне. Их имя звучит как приговор географии — «северяне». Но жили они отнюдь не на севере. Их земли лежали на южных рубежах славянского мира, лицом к лицу с бесконечной, угрожающей степью. Откуда это имя? Одна из нитей ведет на далекий Дунай, к загадочному племени «сиверов». Другая — в еще более туманную древность, к иранским кочевникам, у которых слово «север» могло означать просто «черный». Они были темным, загадочным народом для своих соседей-полян из Киева. «Повесть временных лет» с холодным презрение

Представьте себе не холст, а землю. Бескрайнюю, плодородную лесостепь, прорезанную лентой реки Сейм. Это — Посеймье. Место, где ветер шепчет на языке, забытом даже легендами, а земля хранит тайны народа, который исчез, растворившись в истории, но чья тень до сих пор простирается над этими просторами. Это история не о царстве, а о государстве духа, выкованном между молотом степи и наковальней леса. История племени северян.

Начнем с парадокса, который сводил с ума многих летописцев. Северяне. Их имя звучит как приговор географии — «северяне». Но жили они отнюдь не на севере. Их земли лежали на южных рубежах славянского мира, лицом к лицу с бесконечной, угрожающей степью. Откуда это имя? Одна из нитей ведет на далекий Дунай, к загадочному племени «сиверов». Другая — в еще более туманную древность, к иранским кочевникам, у которых слово «север» могло означать просто «черный». Они были темным, загадочным народом для своих соседей-полян из Киева. «Повесть временных лет» с холодным презрением сообщает, что северяне, как и их соседи, жили «в лесу, якоже и всякий зверь», и имели варварские обычаи. Но летописец лукавил или недоговаривал. Он видел дикарей, а археология видит нечто иное.

-2

Они не были примитивными детьми лесов. Их мир — это мир «роменской» и «волынцевской» культур. Они строили не просто деревни, а мощные городища-крепости. Горналь, Липино — эти имена сегодня знают лишь археологи, но тысячу лет назад это были процветающие протогорода. Они возводили их на высоких мысах, опоясывая глубокими рвами и высокими валами, на которых стояли частоколы. За этими стенами кипела жизнь. Не в землянках, а в добротных полуземлянках с глинобитными печами-каменками, которые были и очагом, и источником тепла в долгие зимние ночи.

-3

Их женщины носили изысканные украшения — спиральные височные кольца, вплетавшиеся в волосы. Эти завитки серебра и бронзы — их уникальный паспорт, этнический маркер, по которому ученые безошибочно находят следы северянок в курганах. Их гончары лепили изящную керамику, украшая ее сложными орнаментами. Их кузнецы ковали не только серпы и косы, но и смертоносные мечи, и острые наконечники стрел.

-4

Но главная загадка северян — их происхождение и их связи. В селе Малое Перещепино нашли усыпальницу хана Кубрата, основателя Великой Булгарии. Его символ — трезубец, поразительно напоминающий знак Рюриковичей. Была ли связь? Археология намекает: в конце VIII века все поселения волынцевской культуры, предшественницы роменской, были внезапно и жестоко сожжены. Кто? Хазары? Новые пришельцы? А потом, словно феникс из пепла, в IX веке северяне возводят новые, еще более мощные крепости. Они создают целые линии обороны, щит, прикрывающий славянские земли с юга.

-5

Они были буфером. Между лесом и степью. Между славянским миром и Хазарским каганатом, которому одно время платили дань. Они были мостом. Через их земли проходили торговые пути на юг, в Крым и Византию. Они впитывали влияния отовсюду: с Дуная, от болгар, от хазар, с севера, от кривичей.

-6

Их судьба была решена в жестоком котле междоусобиц. Князь Олег Вещий в конце IX века подчинил их Киеву, «взяв» их мечами и дипломатией. Но они не смирились до конца. В 1024 году, в битве при Листвене, они сражаются как отдельная, грозная сила на стороне князя Мстислава против Ярослава Мудрого. Их дружины были столь сильны, что именно их удар решил исход битвы. Это было их лебединой песней. После этого они окончательно растворяются в составе Древней Руси, а их имя исчезает со страниц летописей.

-7

Но самый интригующий сюжет — это их духовный мир. Были ли они язычниками, поклонявшимися Перуну и Велесу? Вероятно. Но есть одна находка, которая заставляет задуматься. Пряслице — маленькое грузило для веретена — найденное под Курском. На нем — загадочные знаки. Не буквы кириллицы, а нечто иное. «Черты и резы», о которых писал черноризец Храбр. Примитивное письмо? Руница? Была ли у северян своя, докириллическая письменность? Христианские миссионеры, пришедшие сюда позже, возможно, намеренно уничтожали эти следы «языческой» грамоты.

-8

Их прямое наследие — севрюки, вольные люди окраины, ставшие позднее казаками. Их кровь течет в жилах современных жителей Курской и Сумской земель. Их дух — это дух независимости, суровой пограничные земли, земли-рубежа.

-9

Курское Посеймье — это не просто точка на карте. Это лабиринт загадок. Это государство, которое не успело стать царством, но создало уникальную цивилизацию на перекрестке миров. Каждый новый клад, каждая новая находка археолога — это ключ к разгадке. Кто они были на самом деле? Откуда пришли? И почему их яркая, самобытная звезда так внезапно погасла в лучах восходящего солнца Киевской Руси? Ответы спрятаны под курганами, в слоях пепла на городищах и в тайном языке знаков на старом пряслице.