Воскресные письма читателям (1)
{Данное исследование – продолжение рубрики «Товарный суперцикл» - Логично вытекающее из предыдущего текста, который был посвящен золоту, товарному суперциклу, Никсоновским реформам 70-х и взрывному росту цен на сырье. Рекомендую читателям ознакомиться с прошлым исследованием. А также прочесть про случай с подземными паркингами, цена на которые улетела на луну аки шиткоин какой}
Настоящий текст - не инвестиционная рекомендация.
Нефть.
Про нее даже фильм есть, называется – Нефть (там Дэниэл Дэй-Льюис играет, рекомендую к просмотру).
Каждый раз, проезжая Туапсе на ласточке в Сочи, я чувствую запах дивидендов.
Автор не является экспертом в области нефтяного рынка, у меня нет никаких инсайдов, но у автора имеется несколько довольно банальных соображений на счет нефти и не только по ее части, но также и других ископаемых – природного газа, например.
Итак, первое соображение касается фундаментальных особенностей устройства вселенной. Да, именно с этого мне и хочется начать.
Автор – физик по образованию. И я довольно хорошо усвоил, что нельзя добыть энергию в этом мире из ничего. Вот никак – это закон.
Понимаете, чтобы в нашей вселенной, что-либо произвести, необходимо создать локальный порядок, наводя вокруг ощутимый беспорядок.
Еще давно Рудольф Клаузиус 1850г. сформулировал основные законы термодинамики (сильно упростим)
1) Энергия вселенной – постоянна. Если рассматривать нашу вселенную как замкнутую систему, то ее энергия сохраняется с течением времени.
2) Энтропия вселенной постоянно растет.
Если просто, энтропия — это мера хаоса, и хаос вокруг постоянно увеличивается. Энергия рассеивается со временем.
Да, это немного неприятно осознавать, но свыкаешься. Вечного двигателя не получится. Но это не самое восторженное заявление. Более весёлое – никакого зеленого перехода не будет, так как в мире нет никакой «чистой» энергии — это бредятина. Трудно выразить ее масштаб. Вся энергия, которую нам сегодня так необходимо использовать, чтобы крутить вентиляторы ГПУх, пыхтящие и вычисляющие всякое сложное для того, чтобы бы кто-то спрашивал у ЖПТ: стоит ли ему вступить в интимную связь с условной «Олей» или узнавал способы побороть психологические проблемы, или в лучшем случае промптил, как написать код для какого-то мудреного и очень важного продукта - не находится внутри батарейки, по дефолту растущей на дереве. Энергию надо упорядочить в каком-то виде, чтобы ее потом успешно использовать во благо (как пойдет) человечества.
И когда энергию используют, она рассеивается, увеличивая температуру воздуха вокруг нас.
Люди очень хорошо греют планету, мы в этом преуспели, делаем это со вкусом, особенно последние 100 лет.
Вероятность того, что холодное само по себе вдруг станет горячим стремиться к 0 так быстро, быстрее чем автор настоящей аналитики бежит после тренировки за бургером и капучинкой (А я бегу быстро).
Мы, дорогие читатели – ультимативный рассеиватель.
Так же как ЦБ Турции эффективно рассеивает покупательную способность Лиры, мы с вами доступно и за короткий срок изучили законы, по которым работает наш мир.
Завод сам себя не возводит, надо нагнать персонал, сделать так, чтобы он не бухал и работал, электриков привезти, монтажников и прочих квалифицированных людей, вырыть котлован, залить бетон, проект сделать, для этого всего позарез нужна энергия. Много энергии. А когда фабрика начнет во всю шарашить, то энергии надо будет еще больше, а иногда надо будет поднажать и выделить еще больше энергии, чем ее было.
И копают все это дело не электроэкскаваторы, да ведь?
Рассказы о том, что электромобили — это экологично, модно, стильно, и вообще супер – зеро карбон трейс, спасем нашу планету – полная чушь.
Тонны аккумуляторов необходимо произвести, смонтировать и постоянно заряжать. А на заряд необходима (мы уже поняли) энергия. Но это еще пол беды, так как после эксплуатации их нужно будет куда-то утилизировать и переработать. Перерабатывается пренебрежимо малая часть всего этого добра. Знаете как? Если совсем просто, батареи плавят пирометаллургическим методом (см. Таблицу).
Материал взят из вот этого исследования [«The case for recycling: Overview and challenges in the material supply chain for automotive li-ion batteries»]
Искомая пирометаллургия по разным оценкам используется в 70-80% случаях переработки, которые в свою очередь имплементированы на различных предприятиях, разбросанных по всему миру. И хочу заметить, что перерабатываются этим способом только те батарейки, которые в итоге доходят до таких точек. А вот какой процент батарей в мире сдается на переработку, сложно точно указать, разброс данных огромен. Я копался в разных источниках [материалы отчета IEA Global EV Outlook 2023; Harper, G. et al. (2019). "Recycling lithium-ion batteries from electric vehicles." Nature, 575(7781), p75-86. и другие статьи] и нашел диапазон доли перерабатываемых батарей примерно от 5-20%, я думаю, что 20% - это сказочно много, а вот нижняя граница выглядит убедительной.
Почему? Попробую объяснить.
В данной таблице, которую я позаимствовал, показаны промышленные объекты, перерабатывающие аккумуляторы. Если приглядеться, (я вам подсветил желтеньким) то можно увидеть долю пирометаллургического метода, который используется в переработке во всем мире. И шок контент - его правда очень много.
Да, эти данные приведены за 2018 год, но мои коллеги не дадут соврать, учитывая ту инертность, присущую таким сложным областям, связанным с промышленностью и не дай Бог - переработкой, там вряд ли успело что-то кардинально измениться. Поправьте меня, если я не прав.
Хорошо, раз уж у нас не серьезное исследование, давайте проведем умозрительный эксперимент. Как вы думаете, какая доля людей реально, вот прямо по-настоящему, относит отработанные элементы питания в специализированные места? Какие будут варианты? Нет, учитывайте не ваше окружение и ваших знакомых, а вот прикиньте долю во всем мире. У вас на руках диапазон от 5-20% по разным данным. Верите, что пятая часть людей на планете осознанно относит батарейки в специализированные пункты или кладет их в контейнеры, предназначенные для них? Верите в людей? Автор — вот не очень. А вы сами так делаете? Или просто выкидываете их, и забываете про экологию? Ток честно. А как вы думаете обстоят дела с отработанными аккумуляторами электромобилей? Все ли доходят до переработки?
Ну да ладно, представим, что люди вдруг стали очень заботиться о планете, и решили носить батарейки на переработку. Внимание следующий вопрос, а какое количество выкинутых в такие контейнеры элементов, реально сортируется? Неприятный вопрос. Я видел как содержимое такого контейнера с мусором под переработку уезжало в обычном мусоровозе. Ну хорошо, давайте выберем нечто средне, допустим 10% все-таки чудом доходит до пунктов переработки, ура! Получилось.
Теперь самое сладкое!
Суровая действительность такова, что 10% (допустим, что 10% - реальное количество батарей, добравшихся до точки, на самом деле, автору кажется куда меньше) этих чудом доехавших элементов питания, которые немыслимым образом были принесены самыми лучшими людьми нашей Планеты в спец-контейнер, а от туда батарейки не менее сказочным образом попали на предприятия по переработке, под конец в 70-80% случаях тупо сжигаются, с выбросом СО2 и других продуктов плавления в атмосферу, пыхтят паром и дымом, чадят - осознайте этот факт, друзья.
Ах да, чуть не забыл. Как вы считаете, будут ли корпорации всячески пытаться удешевить переработку всего этого добра? И встав перед сложным выбором (нет) из вариантов:
- 1. Дорого переработать, потому что они осознанные и
- 2. Закопать где-то в Африке (например) и отчитаться, что все переработали и теперь они такие умнички – ЭКО-френдли.
Как вы думаете, какой победит?
Вы скажете:
«Государство их заставит»
Ага, отлично, заставит. А тогда, кто заплатит за дорогую переработку? Корпораты будут платить?
Вставлю цитату покойного классика Паши Техника:
«Давайте думайте, подсказывайте б***, че вы мозги е**** подскажите как б**** сделать-то по красоте?»
У меня есть догадки. Заплатим мы! Мы, дорогие друзья-покупатели продукции, в цены которой, ее производители запихнут очередной «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР». Нужны недавние примеры таких сборов, из-за которых цены взлетели? Безусловно там другая природа и решаются совершенно иной тип проблем, но суть то не меняется. Price up.
Все еще хотите озелениться?
Вывод: мы еще будем разгребать накопившийся багаж проблем, связанных с миллионами отработавших батарей. Это неминуемо.
Они, к слову, очень токсичные и эффективно травят землю, в которой лежат после эксплуатации. Пока нет нормальных способов это все переработать и на горизонте не предвидится.
Вы же не думали, что recycle – это бесплатно? Да? Ну ведь не догадывались?
А ультратехнологичный recycle? Этот, который не наносит урон планете. Он ведь еще дороже обойдется, я даже не знаю, как с этим можно спорить. В этом мире – все за деньги и нет других вариантов.
Я понимаю, что сжигание бензина – это не экологично, но как можно было уверить себя в том, что стекание заряда с аккумулятора, это панацея, которая нас спасет? С батареями целая пропасть проблем.
Поэтому, если выгодно будет жечь бензин, если удобно будет жечь бензин, если логистика в нашем мире сохранится и не будет демонтирована, если самолеты будут летать, и индийские мотоциклисты будут рассекать по улицам, то нефть так и останется востребованной.
Простите, что объясняю банальные вещи, но это полезно для понимания. Я устал участвовать в спорах про «зеленый переход». Наболело, поэтому я решил оставить этот комментарий.
Как уже стало понятно, автор крайне скептично относится к грин транзишену. Следовательно, давайте уже перейдем к нефти. А именно к российской нефти, а именно к дешево добываемой, легкодоступной нефти, и как следствие – перспективной.
Казалось бы, вот-вот технический прогресс сделает возможным выработку киловатт из солнца и воздуха для всех желающих, дёшево и экологично и мы наконец, заживем.
Но зараза реальность всегда преподносит сюрпризы.
Мало нам было, что сами аккумуляторы проблемные в переработке, дак еще и новости подоспели о насущной борьбе за покупателя.
Электромобили не могут в конкуренцию на рынке без государственных субсидий. Ну вот тупо по цене не бьется. С ДВС дешевле получается, если демпфер убрать.
Читаем свежую новость от 30 октября 2025г. Рейтер
«Китай сигнализирует о том, что прекратит (‘pull plug on’ – забавно они обыгрывают, что вытащат вилку из розетки, то есть отключат) субсидии для электромобилей, с исключением пятилетнего плана»
«Пекин рассматривает индустрию, как зрелую и не нуждающуюся в таком уровне финансовой поддержки, оставляя ее развитие на волю рыночных сил»
Супер! Посмотрим, как эта область заматерела и как она вывезет предстоящие ей вызовы рыночной конкуренции. Эх, вот бы нам тоже некоторые наши сферы, достигшие зрелости, отпустить в рыночную конкуренцию, типа Автоваза, или известного национального мессенджера, но это, к слову.
Я считаю, никакой полный переход на электромобили невозможен. Да, какая-то часть будет заменена, но в силу рыночной конъюнктуры автомобили с ДВС будут превалировать. Более того, систематическая недоинвестированность в добычу нефти по всему миру, вызванная в том числе этой зеленой одержимостью, внесет свои коррективы в цену на нефть. Предлагаю немного подождать.
А теперь о Российских нефтяных компаниях.
Я не являюсь бизнес-аналитиком или экспертом в области нефтедобычи – автор обычный рядовой частный инвестор, управляющий личными средствами. Но я просто не могу пройти мимо такой возможности, которая сейчас появляется и не понятно сколько продлится.
Давайте по порядку, что мы имеем на сегодня:
- 1) Низкие цены на нефть, из-за того, что все боятся рецессии в экономике США, ОПЕК+ нарастил добычу, и многие считают, что спрос будет падать, а нефти куча, девать ее некуда. А еще зеленый переход.
- 2) Наша специфика – крепкий рубль, высокая ставка, все боятся, что это навсегда, и вообще все плохо. А еще зеленый переход.
- 3) Санкции, потолки цен, все отказались от нашей нефти. А еще же зеленый переход.
И вообще все мы будем жить в землянках, копите тушенку. Этот тезис не лишен смысла, но про него нет толку говорить, при таком развитии событий, где тушенка и берданка – лучшие кандидаты, капитал – последнее, что меня будет интересовать.
Но если все эти вышеперечисленные факторы не на всегда, то возможен и другой вариант веера вероятных исходов.
Вы знаете, я помню, как 5 лет назад один трейдер, ведущий шоу на ютубе говорил
«Золото не защищает от инфляции, с чего вы это взяли, это ваще не актив-убежище»
Сегодня это особенно приятно смотрится, я специально себе сохранял тезисы про золото от ведущих экспертов, это хорошая практика, помогает спустя годы оценить цену их словам.
Сейчас нефтяные компании выглядят достаточно привлекательно по стоимости. И их хают почти все гуру финансовых рынков. Замечательно!
Таков мейнстрим, ничего не поделать.
Вот еще раз, я не эксперт, но извините, показатель P/E 4-6, у голубых фишек, у самых-самых надежных с протекцией государства, а у одной газовой компании (понятно, что это другая история) P/E – 2.
ПЭ/ЙЕ ДВА. Я теряюсь в том, что тут надо анализировать. Да, этот показатель не репрезентативный в абсолютном смысле, но все же, такие значения выглядят крайне перспективными.
Эти компании еще и дивиденды платят, даже в текущий момент с такими серьезными проблемами в экономике и на рынках.
И основное, когда включат печатные станки на полную, нефть, как и золото, невозможно будет также быстро напечатать, что будет при такой накачке баблом с ценой на эти товары? Можно пофантазировать.
Если я не прав и мое мнение по поводу зеленого перехода окажется чепухой, то автор потеряет деньги – такова жизнь, ничего не поделаешь.
Подождем лет 10-20, если повезет дожить, там посмотрим.
Резюмирую:
Если у вас стоит задача спасти свои накопления от уничтожения в инфляционном костре, то стоит рассмотреть вариант с нефтью. Мое мнение, что ее ждет большое и светлое будущее. В сети достаточно материалов по поводу структурных дефицитов этого товара, предлагаю любопытному читателю ознакомиться, набрав в поисковике «структурный дефицит нефти», и изучить все обстоятельно и со вкусом. Я же не буду плодить излишние сущности, ограничившись кратким ревью.
Если вам страшно брать на борт вышеобозначенное, то, как я уже писал ранее -паркуйте деньги в парковках (это шутка, если что)
С уважением, Коля-Колумнист.
Не инвестиционная рекомендация
P.S.
{Обсуждая зеленый переход, я затронул лишь микроскопическую часть проблем, связанных с ним. Существуют также: экзистенциальная отраслевая проблема, связанная с истощением запасов лития, которое прогнозируется с учетом будущего спроса; использование рабского детского труда на кобальтовых рудниках; урон окружающей среде, наносимый добычей разных металлов (редкоземов и прочих); абсолютная невозможность вынужденного, резкого и устойчивого повышения мощности источниками возобновляемой энергии (проще говоря: «Без угля, газа и АЭС => блэкаут» – проверено неоднократно и наглядно.)
Будет время и желание, то сподоблюсь и напишу про вышеперечисленное.}