«Калина красная» — это живое творческое завещание Василия Шукшина, его последнее кино и, пожалуй, самое полное высказывание о русском характере. Режиссер написал повесть осенью 1972 года в больнице, едва оправившись от приступа язвы.
Картина вышла на экраны 25 марта 1974 года и сразу стала явлением. Но трагичным образом — через полгода Василия Макаровича не стало. Его хоронили на Новодевичьем, и люди несли с собой ветки красной калины. Уникальность этого фильма среди остальных режиссерских работ Шукшина — он снят на цветную пленку.
Почему Шукшин выбрал Вологодскую область
Северная земля нужна была Шукшину не для экзотики. Белозерск и окрестности несут в себе подлинность русской провинции — медленный ритм жизни, правдивые лица, честный труд, особую печаль северного пейзажа. Здесь нет наигранности. Здесь люди такие же, как герои его повестей. Когда смотришь кадры, понимаешь: именно эта пустота между берёзок, эти серые дома, затопленные храмы, переправы делают трагедию Егора Прокудина всеобщей.
Съёмочная группа прожила в Белозерске целых три месяца летом и осенью 1973 года, поселившись в красивом доме купца Калинина — бывшем Доме колхозника. Местные жители навсегда запомнили Василия Макаровича: режиссер отдыхал на площадке, сидел на стуле в тени — мужик был хороший, вспоминают они.
Белозерск — главная съёмочная площадка
Этот древний город на берегу Белого озера (упоминается в летописях под 862 годом) стал сердцем фильма. Здесь снималось большинство сцен на улицах: герой ходит по торговым рядам, появляется на набережной, проходит мимо валов древней крепости. Сценаристу нужны были места, где можно показать изнанку советской жизни — неказистую, но правдивую.
Историческое здание торговых рядов, набережная с её простой красотой — всё это осталось в кадре. Местные жители помогали в съёмках, и Шукшин, ходя по улицам города, просто отбирал людей для массовки. Нередко экранизация превращалась в документальную хронику. Одной сестре Терешонок, например, Шукшин просто кивнул с крыльца, и та вбежала в кадр — так непринуждённо это выглядит на экране.
На одной из улиц города даже появилась улица имени Василия Шукшина.
Деревня Садовая: изба, дом и душа
Здесь происходила домашняя жизнь фильма. В полузабытой деревне Садовая (на момент съёмок называлась Мериново) развернулась съёмочная база. Из десяти домов деревни половину использовали для кино. Специально для сцены встречи в чайной даже построили новое здание.
Именно в Садовой снимались все домашние сцены: разговоры Егора с Любой, обеды, вечерние посиделки. Здесь же жила съёмочная группа, и три месяца люди впитывали атмосферу сельской жизни. Режиссер хотел, чтобы фильм получился не выдуманным, а живым. Поэтому местные избы и их обитатели — настоящие.
Сценаристу повезло со сроками. Когда он приехал в Садовую, здесь жила пожилая женщина Офимья Быстрова — её судьба чудесным образом совпала со сценарием. Шукшин пригласил её играть мать Егора, Куделиху. Вера Марецкая, которую сначала рассматривали на эту роль, после прочтения сценария отказалась — «Я сама сегодня такая же», сказала актриса о судьбе героини.
На съёмочной площадке Офимья почти не играла — просто рассказывала Лидии Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, о жизни, о горе. Шукшина деликатно направляла разговор заранее написанными вопросами. Результат вышел такой трогательный, что люди, смотрящие фильм спустя полвека, плачут. Офимья Быстрова умерла в 1976 году, и местные односельчане поставили ей памятник с кадром из фильма.
Остров Огненный и сцена освобождения
Это место несёт символическую нагрузку. Остров Огненный (он же фигурирует как Новоозеро) — здесь Егор Прокудин выходит из места заключения в начале фильма. Кадры сделаны так, будто человек рождается заново, выходя в белый свет. Позже на острове поставили исправительное учреждение, но для кино это место сыграло роль рубежа между прошлой и новой жизнью героя.
Затопленный храм Крохино — символ судьбы
В самом начале фильма зритель видит икону разорения — церковь, стоящую прямо в воде. Это храм Рождества Христова в бывшем селе Крохино на реке Шексне. Построена церковь была в конце XVIII века, а под воду ушла в 1960-х годах при строительстве Волго-Балтийского канала.
Чудо в том, что руины спасены от полного уничтожения. Во время затопления территорий на куполе храма установили навигационный маяк — судам нужен был ориентир. Так церковь стала маяком. Когда фарватер спрямили, маяк забыли. Но храм остался стоять в воде.
С 2009 года над сохранением руин работают волонтеры благотворительного фонда «Крохино». Люди укрепляют остров вручную, складывая дамбу из тысяч кирпичей. Их цель не восстановить церковь полностью, а сохранить остатки, чтобы потомки помнили о затопленных деревнях и городах. В колокольне хотят установить светящийся маяк как памятник утраченной России.
Помните, когда впервые смотрели «Калину красную» — по телевизору, в кино или уже онлайн? Какая сцена в фильме до сих пор вызывает мурашки? Делитесь в комментариях!