Стоя в Лоджии дей Ланци на знаменитой площади Синьории во Флоренции, Италия, статуя «Персей с головой Медузы» является одной из самых известных работ скульптора Бенвенуто Челлини и одной из величайших маньеристских скульптур в искусстве. В отличие от идеализированного равновесия скульптуры Высокого Возрождения, Персей воплощает театральное напряжение и динамическую асимметрию, усиливая драматизм мифологической сцены.
Поверьте или нет, Челлини был ювелиром по профессии, а не скульптором. «Персей» стал его истинным шедевром, и он никогда не превзошёл его. Осмотрев скульптуру сзади, можно заметить автопортрет Челлини — скульптора и ювелира — на задней части шлема Персея.
Эта статуя великолепна. Рельефное, мускулистое тело Персея создано Челлини идеально и при этом реалистично. От взгляда на Персея действительно трудно оторваться. Вспоминаются видео в социальных сетях, где мужчины в спортзалах показывают в мельчайших деталях проработку каждой мышечной группы. Персей мог бы разбогатеть на таких фитнес-видео. Интересно, как бы звучал его голос?
Однако взгляд следует сместить вправо, так как контрастная динамика ужаса привлекает внимание. Персей держит голову Медузы, из её отрубленной шеи брызжет кровь. Наш герой только что обезглавил этого греческого монстра. Мифическая Горгона с змеями вместо волос и взглядом, превращавшим всё, на что она смотрела, в камень, словно повержена и обезврежена. Однако именно скульптор Челлини превратил убийцу и его чудовищную жертву в вечность неподвижности.
Бронзовая скульптура, в которой смертельный взгляд Медузы окаменяет людей, окружена тремя огромными мраморными статуями мужчин: Геркулеса, Давида и позднее — Нептуна. Создаётся ощущение, что Медуза совершает последний триумфальный взгляд.
Что же она сделала не так?
Сильная женщина, способная защищаться от мужчин. Равная. Почти. Но её обезглавливание снова уменьшает женскую силу при ударе меча.
Персея заказал герцог Козимо I Медичи, который рассматривал мифологического героя как своего рода основополагающую фигуру для династии Медичи. Именно в этом контексте рождается тема данной статьи. Взгляните ещё раз на фотографию. Обе головы — Персей явно мужского пола, а тело с деликатной анатомией подтверждает это. Но как насчёт Медузы?
Персей смотрит на тело Медузы, безусловно, молодую женщину. Но её голова? Она очень похожа на лицо Персея. В ней больше мужских черт, чем женских. Даже мёртвые змеи, обвивающие голову Медузы, напоминают локоны, вырывающиеся из шлема Персея. Удивительно, что он смог выполнить столь точное обезглавливание.
Конечно, Челлини украшал миф изображениями красоты и силы, как того требовал его знаменитый заказчик. Персей воплощает победу над злом. Но скульптура должна была выполнять и политическую функцию — прославлять правящую семью Медичи. Победа Персея над Медузой символизирует триумф Медичи над их противниками. В этом контексте голова Медузы приобретает половой смысл: противниками Медичи в основном были мужчины. Половая символика была очевидна как для образованной элиты, так и для большинства населения, которое понимало её лишь через визуальный код и пересказ мифа.
Этот мощный политический посыл в бронзе делал скульптуру достойной трибуны власти семьи Медичи. Здесь речь идёт о силе (при необходимости — обнажённой) и справедливости, о победе добра над злом в дохристианском языческом понимании. Шедевр Челлини — не католическая презентация для церкви, а истинное ренессансное произведение для светской власти.
Даже по меркам Ренессанса эта скульптура выдающаяся, но что насчёт трансформированной Медузы? Она работает политически, но как с эстетической точки зрения? Голова действительно очень похожа на голову Персея. Возможно, в этом есть причина? Неужели Челлини делал личный политический комментарий относительно флорентийской политики XV века и Макиавелли?
Никколо ди Бернардо деи Макиавелли (3 мая 1469 — 21 июня 1527) — флорентийский дипломат, писатель, философ и историк эпохи Ренессанса. Наиболее известен своей политической трактатурой Государь (Il Principe), написанной около 1513 года, но опубликованной лишь в 1532-м, через пять лет после смерти автора. Макиавелли изучал, как правитель может добиться успеха в политике, и считал, что процветают те, кто использует обман, предательство и насилие. Современные учёные, такие как Лео Штраус, подтвердили традиционное мнение, что Макиавелли был «учителем зла».
Я предполагаю, что голова Медузы, дублируя голову Персея, повторяет политическое послание в форме макиавеллистского предупреждения для правителей Флоренции и её граждан, а также для нас сегодня. Власть просто заменяется властью через политические хитрости и/или насилие, когда это необходимо. Нет морально достойных правителей — они удерживают власть угрозой и манипуляцией. Персей обезглавил политического соперника, а Государь Макиавелли — это руководство, как будущие тираны должны захватывать и удерживать власть.
Можно сказать, что Челлини — в одном из величайших произведений Высокого Возрождения, созданном для одной из самых могущественных политических династий в эпоху постоянных смен режимов (мой преподаватель истории на A-level в Croydon College называл этот период «сценой борьбы городов-государств Европы») — критиковал политическую программу Макиавелли и её применение в реальной жизни через насилие городов-государств. Можно видеть «двойные головы» достижения власти в эпоху Высокого Возрождения — Персей и Медуза.