Как вы обычно справляетесь с проблемами? Доверяетесь сердцу и интуиции или предпочитаете разложить всё по полочкам?
Если вы легко придумываете что то новое — от плана отпуска до рецепта бутерброда; не боитесь ошибиться (ведь ошибки — это просто черновики успеха); любите экспериментировать и смотреть, что из этого выйдет, вы мастер творческого мышления! Ваш мозг — как кухня гениального шеф повара: иногда ингредиенты кажутся странными, но результат может стать шедевром.
А если в любой ситуации вы сначала советуетесь с разумом (даже в шторме эмоций); видите логические связи и умеете просчитать последствия на три шага вперёд, значит, ваше оружие — аналитическое мышление. Вы как шахматный гроссмейстер: каждый ход продуман, а план — железный.
Если вы хотите точно узнать, какой тип мышления у вас на самом деле ведущий, пройдите этот тест (методика в модификации Г. Резапкиной). Если согласны с высказыванием, в поставьте плюс, если нет – минус.
- Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
- Мне интересно составлять компьютерные программы.
- Я люблю читать книги.
- Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
- Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
- Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
- Я люблю играть в шахматы.
- Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
- Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.
- Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
- Мне нравится все делать своими руками.
- В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
- Я придаю большое значение сказанному слову.
- Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
- Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
- При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
- Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
- Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
- Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
- Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
- Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.
- Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
- Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
- Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
- Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
- Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
- Я понимаю красоту математических формул.
- Мне легко говорить перед любой аудиторией.
- Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
- Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
- Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
- Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.
- Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
- Красота для меня важнее, чем польза.
- Не люблю ходить одним и тем же путем.
- Истинно только то, что можно потрогать руками.
- Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
- Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
- Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
- Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка результатов.
Заполните следующую таблицу.
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.
Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).
- Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
- Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
- Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
- Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
- Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Чаще всего используется сочетание разных типов мышления.