Осенним утром 1837 года в России началась эпоха железнодорожного транспорта. 11 ноября (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в стране железной дороги общего пользования, связавшей Санкт-Петербург и Царское Село. Это был смелый шаг в будущее, вызвавший у современников восторг. Сегодня, спустя почти два столетия, мы можем совершить это путешествие во времени, и познакомиться с событиями давно минувшей эпохи.
В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл человек, чье имя навсегда вписано в историю отечественного транспорта, — профессор Франц Антон риттер фон Герстнер. Уже имевший опыт строительства первой железной дороги в Австрии, он был одержим новыми идеями. В своей записке императору Герстнер обосновывал необходимость постройки короткой пригородной от Санкт-Петербурга линии до Павловска.
К весне 1836 года все было подготовлено для начала строительных работ.
Земляные работы развернулись на большей части трассы линии от Санкт-Петербурга до Павловска. Однако в 1837 году акционерное общество, строившее железную дорогу, столкнулось с большими трудностями: денег для завершения линии не хватало. Лишь льготный денежный заем, выделенный государством по инициативе императора Николая I, позволил завершить строительство и открыть движение поездов.
Торжественное открытие дороги стало событием государственной важности. Машинистом в тот день был сам Франц Герстнер.
Главной достопримечательностью дороги стал Павловский музыкальный вокзал, где с концертами выступали многие знаменитости XIX и XX веков.
«Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день после открытия писали: «Вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненной пеной…»
Несмотря на то, что дорога была короткой и использовалась для пригородного пассажирского движения, её историческое значение было велико. Она показала преимущества нового вида транспорта, позволила получить опыт строительства железнодорожных путей в российских условиях, продемонстрировала возможность устойчивой эксплуатации железнодорожных линий в зимних условиях.
В фондах Музея железных дорог России сохранилось много записей о строительстве и открытии этой знаменитой дороги.
Из фондов Музея железных дорог России о строительстве дороги
Одновременно со строительством линии возводились и искусственные сооружения. По проекту предполагалось на всей трассе построить 23 деревянных моста. Когда же начались работы, то оказалось, что мостов нужно гораздо больше, и к концу строительства дороги их было построено 42.
Все эти мосты были на деревянных опорах, и лишь только два из них строились на каменных опорах с деревянными пролетными строениями, это были мосты через Обводный канал и Шушарскую дорогу.
Самый большой мост, через Обводный канал, имел пролет 26,5 и ширину 12,5 метров. Сооружение всех мостов на дороге было закончено к 10 июля 1837 года (по старому стилю).
Открытие Царскосельской дороги
30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года на только что законченной Царскосельской станции было шумно и людно. С самого утра здесь шли приготовления к встрече первого поезда из Санкт-Петербурга. В большом зале установили длинные столы, заполненные угощениями, все суетились и с нетерпением смотрели в сторону столицы. Во втором часу дня вдалеке появилась точка, которая быстро приближалась, и вот к перрону, сплошь заполненному встречающими, под их громкие приветствия подошёл поезд с гостями.
Приехавшие прошли в зал, где был устроен торжественный обед в честь открытия дороги, там провозглашались многочисленные тосты в честь первой железной дороги и её строителя. Но вот обед кончился, возбужденная толпа вышла на перрон, расселась по вагонам и паровоз их умчал в столицу.
Три последующих дня в Царское Село приезжали жители Санкт-Петербурга, главным образом, чтобы покататься по дороге. В дальнейшем движение по ней прекратилось, и только в воскресные и праздничные дни ходили один-два поезда, в которых петербуржцы выезжали в царскосельские парки на прогулки. Даже расписания поездов не было тогда, и каждый раз о времени их отправления сообщалось в петербургских газетах.
Первый год деятельности Павловского вокзала
На зимний сезон 1839 года дирекция дороги пригласила любимца петербургской публики, известного скрипача, композитора и дирижера Иосифа Лабицкого. Одновременно для развлечения отдыхающих и гуляющих в саду были устроены ледяные горы.
Так прошел первый год деятельности Павловского вокзала. В летние и осенние месяцы здесь снова выступал вернувшийся из Москвы Герман со своим оркестром, для которого в саду построили специальную деревянную эстраду. На ней оркестр играл в ясные погожие дни и вечера, при плохой же погоде и во время обедов он располагался на террасе большого зала, у фонтана. Это место и в дальнейшем стало постоянным для пребывания всех оркестров, выступавших в Павловском вокзале вплоть до постройки эстрады.
25 годовщина вокзала
Приближалась 25-я годовщина открытия дороги. Павловский вокзал, ставший популярнейшим местом не только на дороге, но и в столице, решено было сделать местом торжеств.
В 1860 году в непосредственной близости здания началось строительство газового завода, предназначенного исключительно для освещения вокзала и прилегающей территории. Тогда уже стало ясно, что организованный когда-то как увеселительное заведение вокзал перерос в концертное учреждение, в котором не доставало эстрады для оркестра. Поэтому в 1861 году произвели его значительную перестройку. Проект переделки здания разработал архитектор А.В.Петцольд. Центральный зал, длительное время предназначавшийся для торжественных обедов и балов, был передан слушателям и музыке. Для этого в нём на месте террасы соорудили эстраду, такую же эстраду сделали и со стороны сада, а в примыкавшем справа боковом флигеле устроили ресторан, где могли развлекаться любители поесть.
Торжества, посвященные 25-летию дороги, состоялись в октябре месяце 1862 года. В этот вечер иллюминация вокзала и сада состояла из трех тысяч огней.
Читайте в прошлых выпусках:
История этого великого пути продолжается, и вы можете стать её частью. Мы приглашаем вас лично прикоснуться к наследию первых российских железнодорожников в Музее железных дорог России.
А чтобы ваше путешествие в прошлое стало еще увлекательнее и глубже, установите наше официальное мобильное приложение. В нём вас ждут уникальные материалы, которые остались за кадром этой статьи: ещё больше оцифрованных архивных фотографий, документов, чертежей и интерактивных историй. Совершите виртуальную поездку по истории железных дорог нашей страны, рассмотрите в деталях уникальные экспонаты и откройте для себя новые страницы великой железнодорожной эпопеи: