Найти в Дзене

Из истории Царскосельской железной дороги

Оглавление

Осенним утром 1837 года в России началась эпоха железнодорожного транспорта. 11 ноября (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в стране железной дороги общего пользования, связавшей Санкт-Петербург и Царское Село. Это был смелый шаг в будущее, вызвавший у современников восторг. Сегодня, спустя почти два столетия, мы можем совершить это путешествие во времени, и познакомиться с событиями давно минувшей эпохи.

В 1834 году по приглашению горного ведомства в Россию прибыл человек, чье имя навсегда вписано в историю отечественного транспорта, — профессор Франц Антон риттер фон Герстнер. Уже имевший опыт строительства первой железной дороги в Австрии, он был одержим новыми идеями. В своей записке императору Герстнер обосновывал необходимость постройки короткой пригородной от Санкт-Петербурга линии до Павловска.

К весне 1836 года все было подготовлено для начала строительных работ.

Земляные работы развернулись на большей части трассы линии от Санкт-Петербурга до Павловска. Однако в 1837 году акционерное общество, строившее железную дорогу, столкнулось с большими трудностями: денег для завершения линии не хватало. Лишь льготный денежный заем, выделенный государством по инициативе императора Николая I, позволил завершить строительство и открыть движение поездов.

Торжественное открытие дороги стало событием государственной важности. Машинистом в тот день был сам Франц Герстнер.

Главной достопримечательностью дороги стал Павловский музыкальный вокзал, где с концертами выступали многие знаменитости XIX и XX веков.

Из истории Царскосельской железной дороги. Автор Б.В. Януш. Из фондов музея.
Из истории Царскосельской железной дороги. Автор Б.В. Януш. Из фондов музея.
«Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день после открытия писали: «Вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненной пеной…»

Несмотря на то, что дорога была короткой и использовалась для пригородного пассажирского движения, её историческое значение было велико. Она показала преимущества нового вида транспорта, позволила получить опыт строительства железнодорожных путей в российских условиях, продемонстрировала возможность устойчивой эксплуатации железнодорожных линий в зимних условиях.

В фондах Музея железных дорог России сохранилось много записей о строительстве и открытии этой знаменитой дороги.

Из фондов Музея железных дорог России о строительстве дороги

Одновременно со строительством линии возводились и искусственные сооружения. По проекту предполагалось на всей трассе построить 23 деревянных моста. Когда же начались работы, то оказалось, что мостов нужно гораздо больше, и к концу строительства дороги их было построено 42.
Все эти мосты были на деревянных опорах, и лишь только два из них строились на каменных опорах с деревянными пролетными строениями, это были мосты через Обводный канал и Шушарскую дорогу.
Самый большой мост, через Обводный канал, имел пролет 26,5 и ширину 12,5 метров. Сооружение всех мостов на дороге было закончено к 10 июля 1837 года (по старому стилю).

Открытие Царскосельской дороги

30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года на только что законченной Царскосельской станции было шумно и людно. С самого утра здесь шли приготовления к встрече первого поезда из Санкт-Петербурга. В большом зале установили длинные столы, заполненные угощениями, все суетились и с нетерпением смотрели в сторону столицы. Во втором часу дня вдалеке появилась точка, которая быстро приближалась, и вот к перрону, сплошь заполненному встречающими, под их громкие приветствия подошёл поезд с гостями.
Приехавшие прошли в зал, где был устроен торжественный обед в честь открытия дороги, там провозглашались многочисленные тосты в честь первой железной дороги и её строителя. Но вот обед кончился, возбужденная толпа вышла на перрон, расселась по вагонам и паровоз их умчал в столицу.
Три последующих дня в Царское Село приезжали жители Санкт-Петербурга, главным образом, чтобы покататься по дороге. В дальнейшем движение по ней прекратилось, и только в воскресные и праздничные дни ходили один-два поезда, в которых петербуржцы выезжали в царскосельские парки на прогулки. Даже расписания поездов не было тогда, и каждый раз о времени их отправления сообщалось в петербургских газетах.
Б.В. Януш. История Царскосельской железной дороги. 1977 г. Из фондов музея.
Б.В. Януш. История Царскосельской железной дороги. 1977 г. Из фондов музея.

Первый год деятельности Павловского вокзала

На зимний сезон 1839 года дирекция дороги пригласила любимца петербургской публики, известного скрипача, композитора и дирижера Иосифа Лабицкого. Одновременно для развлечения отдыхающих и гуляющих в саду были устроены ледяные горы.
Так прошел первый год деятельности Павловского вокзала. В летние и осенние месяцы здесь снова выступал вернувшийся из Москвы Герман со своим оркестром, для которого в саду построили специальную деревянную эстраду. На ней оркестр играл в ясные погожие дни и вечера, при плохой же погоде и во время обедов он располагался на террасе большого зала, у фонтана. Это место и в дальнейшем стало постоянным для пребывания всех оркестров, выступавших в Павловском вокзале вплоть до постройки эстрады.
Павловский вокзал. Открытка из фондов музея.
Павловский вокзал. Открытка из фондов музея.

25 годовщина вокзала

Приближалась 25-я годовщина открытия дороги. Павловский вокзал, ставший популярнейшим местом не только на дороге, но и в столице, решено было сделать местом торжеств.
В 1860 году в непосредственной близости здания началось строительство газового завода, предназначенного исключительно для освещения вокзала и прилегающей территории. Тогда уже стало ясно, что организованный когда-то как увеселительное заведение вокзал перерос в концертное учреждение, в котором не доставало эстрады для оркестра. Поэтому в 1861 году произвели его значительную перестройку. Проект переделки здания разработал архитектор А.В.Петцольд. Центральный зал, длительное время предназначавшийся для торжественных обедов и балов, был передан слушателям и музыке. Для этого в нём на месте террасы соорудили эстраду, такую же эстраду сделали и со стороны сада, а в примыкавшем справа боковом флигеле устроили ресторан, где могли развлекаться любители поесть.
Торжества, посвященные 25-летию дороги, состоялись в октябре месяце 1862 года. В этот вечер иллюминация вокзала и сада состояла из трех тысяч огней.
Павловский вокзал. 1862 год. Из фондов музея.
Павловский вокзал. 1862 год. Из фондов музея.

Читайте в прошлых выпусках:

-6

История этого великого пути продолжается, и вы можете стать её частью. Мы приглашаем вас лично прикоснуться к наследию первых российских железнодорожников в Музее железных дорог России.

А чтобы ваше путешествие в прошлое стало еще увлекательнее и глубже, установите наше официальное мобильное приложение. В нём вас ждут уникальные материалы, которые остались за кадром этой статьи: ещё больше оцифрованных архивных фотографий, документов, чертежей и интерактивных историй. Совершите виртуальную поездку по истории железных дорог нашей страны, рассмотрите в деталях уникальные экспонаты и откройте для себя новые страницы великой железнодорожной эпопеи: