Искания двадцатых- тридцатых годов в творчестве Ярослава Сергеевича Николаева по своей форме во многом вторят общим тенденциям времени, при этом личность художника неизменно кристаллизует любые формы в присущие только ей смыслы. В изображении сюжетов, ставших для живописи соцреализма классическими, зритель видит колористические решения, отсылающие нас к старым мастерам. В небольших графических работах можно заметить влияние аналитического метода Павла Филонова, а «Персонаж у окна» — еле уловимая реминисценция тревожных окон Петрова-Водкина. «Персонаж» Николаева не смотрит в окно, а скорее чутко вслушивается, будто пытается уловить зарождающийся где-то вдалеке неявный пока, но оттого еще более пугающий рокот и гул предстоящих событий. Взгляд «персонажа» направлен скорее «в себя», а круглые очки, которые еще не раз появятся в произведениях разных лет, становятся символом своей собственной «оптики», через которую художник оценивает действительность. Возможно, именно эта