История российских железных дорог неразрывно связана с развитием пассажирских перевозок и техническим прогрессом. Начиная с середины XIX века поезда формировали из вагонов различных классов, среди которых выделялись вагоны I класса. Они отличались от другого подвижного состава прежде всего удобством для пассажиров и роскошью отделки.
В экспозиции Музея железных дорог России представлены вагон I класса и вагоны-салоны.
Классификация пассажирских вагонов
В Российской империи пассажирские вагоны разделялись на четыре класса, каждый из которых предназначался для различных категорий пассажиров и отличался уровнем комфорта, качеством отделки и стоимостью проезда. Наиболее дорогими и комфортабельными среди всех категорий были вагоны I класса.
Различные технические новинки применялись прежде всего в вагонах I и II классов. Именно они в первую очередь получили кресла-кровати, туалеты, умывальники, паровое или водяное отопление, газовое и электрическое освещение и другие удобства, которые впоследствии распространились в вагонах других классов.
Эволюция комфорта: от кресел-кроватей к спальным вагонам
В 1851 году поездка по железной дороге из Санкт-Петербурга в Москву занимала почти сутки. Все вагоны были оборудованы лишь сидячими местами, что делало длительные поездки крайне утомительными. Эта проблема потребовала решения, которое позволило бы пассажирам полноценно отдыхать во время ночных переездов.
Для повышения комфорта пассажиров I класса были созданы специальные кресла-кровати. Днём их использовали для сидения, а ночью раскладывали для сна. Вагонам, оборудованным такими местами, дали наименование «кресло-кроватные». Кресла находились в общем пассажирском салоне и располагались в шахматном порядке вдоль всего вагона.
Однако, как показала практика, кресла-кровати не были достаточно удобными для полноценного отдыха в длительном пути, что впоследствии привело к широкому применению спальных вагонов всех классов.
В Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге в зале № 6 можно увидеть старейший подлинный предмет интерьера российского пассажирского вагона — кресло-кровать вагона I класса.
Читайте в прошлом выпуске: «Купе вагона I класса: как обеспечивался комфорт пассажиров на первых железных дорогах?»
Вагон № 1201 поезда «Красная стрела»
Характерным примером совершенства в области вагоностроения служат вагоны с длиной кузова 20 метров. Они оказали значительное влияние на развитие отечественного вагоностроения вплоть до перехода к цельнометаллическим вагонам в 1940-х годах.
В нашей коллекции представлен пассажирский мягкий вагон №1201 (номер условный) Октябрьской железной дороги, построенный в 1913-1918 годах, предположительно заводом «Сормово», как вагон I класса (мягкий). Вагоны такого типа эксплуатировались в составе экспресса «Красная Стрела».
10 июня 1931 года на линии Ленинград – Москва начал работу экспресс «Красная стрела», составленный первоначально из вагонов различных типов, в том числе и мягких вагонов с длиной кузова 20 метров.
Примечательно, что тёмно-синий цвет вагонов соответствовал окраске вагонов I класса в 1910-х годах, а не революционному названию поезда. Лишь в 1961 году вагоны «Красной стрелы» стали красными, что, наконец, привело окраску в соответствие с названием.
Императорские поезда
Отдельной главой в истории вагонов высшего класса являются императорские поезда. Первые специальные вагоны для императора, его семьи и свиты были построены для Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, открытой в 1851 году. В 1853 году Александровский завод построил специальный восьмиосный императорский вагон длиной 25 метров — что превышает длину даже большинства современных вагонов.
Роскошные и хорошо оборудованные императорские поезда служили Романовым много десятилетий. Для обслуживания императорских составов создавались особые депо, вокзалы и даже был построен специальный Императорский путь из Санкт-Петербурга в Царское Село.
Интересный факт!
История императорских поездов содержит и трагические страницы: 17 (29 – по новому стилю) октября 1888 года в районе станции Борки под Харьковом произошло крушение императорского поезда. А 2 (15 – по новому стилю) марта 1917 года именно в вагоне своего поезда, находившегося на станции Псков, император Николай II подписал акт об отречении от престола.
В витрине исторического зала № 6 Музея железных дорог России вы можете увидеть модель вагона императорского поезда.
Уникальные экземпляры: от КВЖД до наших дней
Особое место в коллекции музея занимает служебный салон-вагон № 3 Китайской Восточной железной дороги, построенный на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге около 1902-1904 годов. Его конструкция кузова типа Полонсо с несущими нижними полустенками в виде ферм из толстых железных листов дала таким вагонам название «бронированные».
Этот вагон имеет уникальную биографию: в начале ХХ века он использовался для поездок руководства Китайской Восточной железной дороги. А в середине 1930-х годов он был продан существовавшему тогда государство Маньчжоу-Го. В конце 1940-х годов вагон поступил в СССР и служил для поездок советских руководителей.
Сохранение и реставрация таких вагонов имеет огромное значение не только для изучения исторической техники, но и для понимания социальных и культурных аспектов жизни различных эпох.
Музей железных дорог России приглашает всех желающих познакомиться с интересными образцами вагоностроения и прикоснуться к богатой истории российских железных дорог.
Воспользуйтесь нашим приложением, чтобы узнать ещё больше интересного из истории железных дорог нашей страны и увидеть достоверные исторические материалы: