Найти в Дзене

Как я приучаю ребенка читать

Когда-то я придерживалась мнения, что ни в коем случае нельзя "заставлять ребенка читать", ведь любое насилие вызывает лишь отвращение, и уж никак не тягу либо интерес. Вторую часть этой фразы я считаю неопровержимо верной и сегодня. Да, насилие неприемлемо. Но в момент перехода ребенка во второй класс я пришла к выводу, что заставлять все-таки нужно, и вопрос только в тонком искусстве меры, с какой мы это будем делать. Делать это надо железной ручкой в бархатной перчатке. В первом классе я придерживалась максимально мягкого подхода, который выражался в том, что я просто как и в дошкольном периоде продолжала читать сыну сама. Мы читали книжку перед сном, но читала именно я. Сын только слушал и никакого стремления читать самому не выражал, правда один или несколько абзацев я его всегда просила прочесть, но больше он уже не хотел. Я же проявляла к этому либеральную снисходительность. Так прошел год, и я увидела, что пишет он так же с ошибками, да и читает в конце года так же, как и в е

Когда-то я придерживалась мнения, что ни в коем случае нельзя "заставлять ребенка читать", ведь любое насилие вызывает лишь отвращение, и уж никак не тягу либо интерес. Вторую часть этой фразы я считаю неопровержимо верной и сегодня. Да, насилие неприемлемо.

Но в момент перехода ребенка во второй класс я пришла к выводу, что заставлять все-таки нужно, и вопрос только в тонком искусстве меры, с какой мы это будем делать. Делать это надо железной ручкой в бархатной перчатке.

В первом классе я придерживалась максимально мягкого подхода, который выражался в том, что я просто как и в дошкольном периоде продолжала читать сыну сама. Мы читали книжку перед сном, но читала именно я. Сын только слушал и никакого стремления читать самому не выражал, правда один или несколько абзацев я его всегда просила прочесть, но больше он уже не хотел. Я же проявляла к этому либеральную снисходительность.

Так прошел год, и я увидела, что пишет он так же с ошибками, да и читает в конце года так же, как и в его начале (нет прогресса ни в скорости, ни в правильности чтения слов). У меня даже было впечатление, что хуже начал читать, чем до школы. Он пришел в 1 класс, читая уже достаточно хорошо для дошкольника. Но в конце учебного года он читал вообще не лучше, ни на грамм. То есть школа не развила никак его успехи в чтении за весь год (ребенок ходит в самую обычную школу и самый обычный класс).

Кончился 1 класс. Лето началось. Задан список для читательского дневника. Дни проходят за днями, а ребенок не читает вообще ничего. И явно никогда не проявит к этому самостоятельного желания. Возможно, у кого-то другие дети, но у меня именно такой.

В итоге к концу лета я пришла к выводу, что если так будет продолжаться, и все пустить на самотек, то ребенок не будет читать вообще никогда. И тогда произойдет то, что происходит с миллионами детей в наше время - они вообще не читают и не любят читать, и поэтому к 5 классу читают примерно так же, как читали в классе первом (не бегло и с затруднениями, нет правильности и уверенности. Запинки на каждом слове, в котором больше 3-4 слогов). Последствия этого заключаются в повальной неграмотности школьников при письме.

Я много работаю по литературе именно начиная с 5 класса, и могу сказать, что по степени неграмотности в письме пятиклассники мало отличаются от первоклассников. Все это происходит именно оттого, что эти дети никогда ничего не читали... А некоторые и не слушали даже. Они не знают и не помнят даже самых элементарных, базовых детских книг.

А обычных школьных уроков по русскому и по чтению, получается, совершенно недостаточно для того, чтобы развить в них грамотность и привычку к чтению.

В то же время, ну не заставлять же ребенка с криками сидеть над книгой?

Что же делать?

Здесь поможет только метод мягкого приучения к ежедневному чтению небольшими порциями. Вот именно поэтому репетитор никогда не приучит вашего ребенка к чтению.

Не будете же вы нанимать репетитора для того чтобы каждый день он сидел с вашим ребенком и ждал, пока тот прочитает не больше одной главы из какой-нибудь детской книги, не больше 15 минут (а больше и не надо!)

Репетитора нанимают на 40 минут как минимум, но даже - это слишком много и долго для первоклассника. Они успевают утомиться, и это совсем неправильно. Ни один первоклассник не захочет читать самостоятельно в течение 40 минут (мы сейчас не рассматриваем тех, кто от природы влюблен в чтение).

Поэтому никто не заменит близкого человека семьи, который должен приучить ребенка к элементарному чтению каждый день по 15 минут. Это недолго, не утомительно, и со временем воспринимается даже с охотой, как нормальный ритуал вроде чистки зубов.

Если вы хотите развивать навык к чтению медленно, но верно, то вот золотое правило:

Ежедневное самостоятельное чтение в небольшом объеме должно стать неотъемлемой частью дня каждого школьника, как выполнение небольшой порции бесплатных карточек на учи.ру или как завтрак, обед, ужин. Это легко, просто и очень быстро. Ни один школьник не будет этому противиться.

Что значит в небольшом объеме? Здесь все индивидуально, следите за реакцией вашего чада. Но в среднем это не больше 15 минут. Пусть самостоятельное чтение ребенка закончится при первых же словах о том, что он "устал". Наша цель не чтобы он прочитал побольше, а чтобы чтение стало тем ненавязчивым и не слишком сложным ритуалом, которое не вызывает у ребенка никакой негативной реакции. Это очень важно. Если ваш ребенок устает уже после 5 минут, то пусть чтение будет весь первый год не больше 5 минут. Зато ежедневно. Дальше можете дочитать сами ему главу до конца, так чтобы в целом чтение заняло не меньше 10- 15 минут.

Умножьте на 365 дней в году. Не правда ли, это уже лучше, чем совсем ничего?

Грамотность точно улучшится! Ничто так не улучшает грамотность, как ежедневное чтение своими собственными глазами! Аудиокниги хороши только перед сном или в машине, они тоже увеличивают пассивный словарный запас и обогащают внутренний мир, но, к сожалению, не повышают грамотность письма.

Никакой репетитор по русскому и литературе будет не нужен, если ваш ребенок читает ежедневно с младшего возраста! Представляете, сколько вы сэкономите денег и нервов! Так уделите ребенку от 5 до 15 минут в день, просто посидите с ним рядом, пока он читает вслух. При этом не надо его усердно поправлять и исправлять. Иначе он замкнется и (втайне или явно) возненавидит процесс. Пусть читает как может, неправильно. Не комментируйте, не вызывайте негативной атмосферы. Со временем его навык чтения улучшится сам собой.

Это и есть наша цель. Лучше что-то и кое-как, но постоянно. Чем совсем ничего и никак. Малые дозы и регулярность - вот 2 составляющие нашей волшебной формулы приучения к чтению.