Гудвилл (goodwill) — нематериальный актив компании, отражающий её деловую репутацию на рынке. Простыми словами, гудвилл — это «надбавка», которую покупатель готов заплатить за нематериальные преимущества компании.
Особенности:
- Неотчуждаем от компании: его можно продать только вместе с ней.
- Растёт по мере роста компании и уменьшается в случае неудач.
- Может быть отрицательным — если компанию продают по цене ниже её материальных активов (бэдвилл, badwill).
Состав
Гудвилл включает нематериальные факторы, которые повышают интерес к компании со стороны покупателей или инвесторов. Некоторые из них:
- деловая репутация;
- узнаваемость бренда;
- ориентированность на конечного потребителя;
- внедрение инновационных решений;
- эффективность управления бизнесом;
- авторитет топ-менеджеров и амбассадоров.
Важно: к гудвиллу не относятся идентифицируемые нематериальные активы, например, патенты, лицензии, товарные знаки, которые могут быть оценены отдельно.
Методы расчета
Гудвилл рассчитывается как разница между ценой, которую покупатель готов заплатить за компанию, и реальной стоимостью её «осязаемых» активов за вычетом обязательств.
Пример: компания куплена за 15 млн рублей, а справедливая стоимость её чистых активов — 10 млн рублей. В этом случае гудвилл составит 5 млн рублей.
Учет
Гудвилл не появляется в бумагах просто так — он встаёт на баланс компании только в одном случае — когда кто-то покупает бизнес или его часть. В отчётности гудвилл указывается как отдельная строчка в разделе «нематериальные активы».
Гудвилл не амортизируется, но ежегодно тестируется на обесценение. Если у компании портится репутация, теряются клиенты, падают продажи, то гудвилл уже не оправдывает свою цену — тогда в отчётности делают списание (обесценение) гудвилла — признают, что он больше не стоит столько, сколько раньше.
Влияние
Гудвилл повышает общую оценку стоимости компании. Компании с высоким уровнем гудвилла привлекают инвесторов, так как он сигнализирует о потенциале будущих доходов.
Однако связь между гудвиллом и ценой акций не всегда однозначна. Реакция рынка может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств — будь то списание гудвилла, его обесценение или позитивные ожидания, связанные с его стоимостью.