Найти в Дзене
Простое кино

«Магия дождя» на экране: как кино создает ливни, которых не бывает в природе

Дождь в кинематографе — это не просто погодное явление, а мощный инструмент создания атмосферы, усиления драматизма и даже раскрытия характера героев. Однако, «камера любит ливни, а ливни камеру — нет». Запечатлеть настоящий проливной дождь так, чтобы он выглядел эффектно на экране, — задача не из легких. Операторы сталкиваются с тем, что фокус камеры не способен одновременно уловить падающие капли, актера и декорации. Поэтому для придания ливню нужной драматичности его приходится «выделять». Поэтому и дождь на экране существует разных видов, в зависимости от того, как он создан. Когда-то для создания эффекта «дождливости» прибегали к простым, но действенным методам: «подмешивали молоко и специальные химикаты, делавшие воду менее прозрачной». Более традиционным способом придать каплям фактуру было правильное освещение. Сорежиссер мюзикла «Поющие под дождем» Стэнли Донен описывал этот процесс так: «Оператор должен установить свет позади дождя, чтобы проявились капли. Если же вы
Оглавление

Дождь в кинематографе — это не просто погодное явление, а мощный инструмент создания атмосферы, усиления драматизма и даже раскрытия характера героев.

Однако, «камера любит ливни, а ливни камеру — нет».

Запечатлеть настоящий проливной дождь так, чтобы он выглядел эффектно на экране, — задача не из легких. Операторы сталкиваются с тем, что фокус камеры не способен одновременно уловить падающие капли, актера и декорации. Поэтому для придания ливню нужной драматичности его приходится «выделять».

Поэтому и дождь на экране существует разных видов, в зависимости от того, как он создан.

От молока до CGI: эволюция дождевых эффектов в кинематографе

Когда-то для создания эффекта «дождливости» прибегали к простым, но действенным методам: «подмешивали молоко и специальные химикаты, делавшие воду менее прозрачной».

Более традиционным способом придать каплям фактуру было правильное освещение.

Сорежиссер мюзикла «Поющие под дождем» Стэнли Донен описывал этот процесс так:

«Оператор должен установить свет позади дождя, чтобы проявились капли. Если же вы осветите дождь только спереди, вся магия пропадет».

Этот совет подчеркивает важность игры света, которая превращает обычную воду в кинематографическое волшебство. Однако, те, кто помнит фильм, вряд ли будет в восторге от того вида дождя. Он создавал ощущение мощного потока, который сейчас выглядит немного неестественно.

-2

«Синоптики» кино: как режиссеры управляют погодой для создания нужного настроения

Сильный ливень в кино способен как «загнать героев в угол» («Идентификация») или «заставить сражаться за жизнь» («Джуманджи»), так и вызвать «столько радости».

В советском кино проливной дождь часто был «счастливой случайностью, лучшим поводом для знакомства» («Весна на Заречной улице», «Июльский дождь»).

Американские мелодрамы изобилуют сценами, где влюбленные гуляют или целуются под ливнем. Дождь становится метафорой — «очищающим ливнем», символизирующим освобождение, как в «Побеге из Шоушенка». Кстати, этот ливень выглядел очень естественно:

-3

Благодаря фильму 1988 года, «человек дождя» стало нарицательным. Даже мрачная поэтика нуара 1940-1950-х годов не обошлась без этого образа. «Глубокий сон», «Риф Ларго», «Рассчитаемся после смерти» — в этих фильмах «главная звезда нуара Хамфри Богарт не на шутку замочил шляпу», а «чем круче развивается сюжет, тем сильнее хлещет дождь, превращая сверкающие от капель проулки в готовые места преступлений».

Дождевые машины, башни и палки: арсенал кинематографистов для создания идеального ливня

Для создания «киношных» дождевых сцен используются специальные водные установки, даже если на улице идет настоящий дождь. «Настоящий дождь не виден без специальных усиливающих эффектов и очень правильного освещения».

«Дождевые машины» — это системы труб, подвешиваемые на кране, с обычными отверстиями или специальными разбрызгивателями, позволяющими регулировать напор, направление и размер капель. Это дает съемочной группе полный контроль над погодой.

-4

-5

Существуют разные типы установок: «дождевые башни» — для равномерного ниспадания капель, «короткие дождевые палки» — для съемок с рук. Важный нюанс: «обычные капли воды почти не видны на камеру, поэтому воду приходится подсвечивать, а в некоторых случаях — подкрашивать чем-то белым, например, молоком».

Капли, что рассказывают истории: CGI против реальности в создании кинодождя

Сегодня на помощь кинематографистам приходит компьютерная графика (CGI). Программы, такие как Adobe After Effects или Blender, позволяют «создать реалистичные осадки с настройкой плотности, скорости падения капель и даже отражений на поверхностях».

«Симуляция физики позволяет воссоздать реалистичное поведение дождевых капель, их движение и взаимодействие с окружающими объектами». При этом, «каждая дождевая капля моделируется как отдельный объект с определёнными физическими свойствами».

-6
-7

Ключевой принцип — «эффект дождя должен гармонично вписываться в сцену, а не выглядеть как отдельный слой». Капли должны стекать по крышам, зонтам, менять текстуру поверхностей, превращая мокрый асфальт или запотевшие окна в часть повествования. Таким образом, кинодождь — это не просто вода, а тщательно сконструированный элемент, призванный усилить эмоции и рассказать историю.

-8

-9

-10
-11